Понятие «цивилизация»

Цивилизация (лат. civilis — гражданский, государственный):

1) синоним культуры, в узком смысле — материальной культуры;

2)уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная, христианская, современная цивилизации);

3)этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, ф. Энгельс).

Истоки понятия «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан город—государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас» Латинское существительное civitas означает «гражданство, гражданское общество, государство, город», производное от него прилагательное civilis - «гражданский, государственный, политический, учтивый». Понятие «цивитас» связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которой являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми, и их соблюдение. Естественно, образцом «цивитас», с точки зрения римлян, был сам Рим. За границами Римского государства простирался мир варваров и восточных царей-деспотов. Для первых характерны естественность, дикость и невежество людей, существующих по законам природы, для вторых — жестокость и несправедливость, которые проистекают из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и гуманности. Важно отметить, что «цивитас» ассоциировался у римлян с городом, резко, отличавшимся от «нецивилизованной» деревни.

Понятие «цивилизация» в европейской гуманитарной традиции появляется в XVIII в. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей” французского экономиста В. Мирабо (1756): «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития; все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». И далее в его трактате о цивилизации говорится: «Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее». (Цит по: Бенвениет Э. Общая лингвистика. — М., 1974. — С. 72.

В эпоху Просвещения начинается широкое использование понятия «цивилизация», которое несет на себе отпечаток мировоззрения и культуры данного времени. Идеалами этой эпохи были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Всему этому противостоял, по мнению просветителей, темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвещения выдвигают концепцию цивилизации (французское слово civilisation и английское civilization, вошедшие затем во все европейские языки, включая и русский). В эпоху Просвещения цивилизованная Европа противопоставлялась нецивилизованным народам древности, средних веков и всем не европейцам. По мнению просветителей, о цивилизованности европейских наций свидетельствует не только их желание следовать законам разума но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Такимобразом, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотивпревосходства европейцев над другими людьми.


Постепенно понятие «цивилизация» стало одним из ключевых терминов системысоциологических и культурологических знаний. Историки периодаРеставрации во Франции, немецкие и английские историки в ХГХ в. пользовались этим понятием уже очень широко и издали целый ряд трудов обистории цивилизации в странах Европы и Америки. К. Маркс связывал цивилизацию с товарным производством, с эксплуатацией человека человеком. Русские«западники» (Т.Грановский, П.Чаадаев и др.) однозначно отождествлялицивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая вместе с темединство исторического процесса. В. И. Ленин считал, что подлинная цивилизациявозникнет с уничтожением эксплуататорских классов.

Единогообщепринятого значения термина «цивилизация» не существует; в разныхконтекстах этот термин может обозначать прямо противоположные понятия.

Научноепонимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования,ибо это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всехсоциально-гуманитарных дисциплинах: философии, историй,социологии,экономике, антропологии, искусствознании, политологии и т. п. Каждаяиз них высвечивает ту или иную сторону цивилизационногопроцесса:логику экономического роста (Ф. Бродель), взаимозависимость ментальностии хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П.Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль — Gestalt (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я.Данилевский, А.Тойнби). Видный историк и философ науки А.Уайтхедотмечал: «Границы цивилизации неопределенны, о чем бы ни шла речь:огеографических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках»[14].

Выдающийсярусский ученый И. И. Мечников подчеркивал, что понятие«цивилизация» «является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупностьвсех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оноопределяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приёмов;это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности»[15].


После того как была поставлена под сомнение марксистская парадигма о ведущей роли способа производства в общественном развитии, в отечественной литературе понятие «цивилизация» стало более полифоничным. Отдельные авторы отмечают, что превращением понятия «цивилизация», которым историография до сих пор оперировала только как инструментом чисто описательным, в ведущую (высшую) парадигму исторического познания было бы достигнуто понимание сути универсализма всемирной истории, т. е. человеческое измерение.

Ю. В. Яковец понимает под цивилизацией «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира». [16]

Л. И. Семенникова определяет цивилизацию как «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». [17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: