1. Проведите сравнение восточного и западного типов культуры и запишите в таблицу их отличия по следующим
основаниям:
отношение к миру; отношение к природе; понимание устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса; отношение к государству, власти, закону; ценностные ориентации личности и общества; оценка познавательных и преобразовательных возможностей человека; сущность и механизмы познания; отношение к религиозной вере.
2. Проведите исследование особенностей культуры России, рассмотрев различные факторы, определившие ее специфику: природно-географические условия; геополитические и этнические
факторы; социальная культура России; духовная культура России; место и роль России в мировой культуре; культура России в системе Восток - Запад.
3. Подберите правильное высказывание:
а) Типология культуры — метод научного познания, в основе которое лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировках помощью обобщенной идеализированной модели или типа;
б) Типология культуры — результат типологического описания и сопоставления;
в)Типология культуры — конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследователями культуры.
г) Все вышеперечисленное верно.
4. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание:
«Я вижу на месте монотонной картины однолинейной мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из которых придает своему материалу, т. е. человеческой природе, свою собственную форму; каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей собственной смертью»?:
а) К.Ясперсу;
б) Н.Данилевскому;
в) П.Сорокину;
г) О. Шпенглеру;
д) А. Молю.
5. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества и III —:
Что, согласно О.Шпенглеру, соответствует III этапу?:
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе»
в) агония культуры.
6. Кто из мыслителей выделял в качестве «оси мировой истории» исторический период (800-200 гг. до и. э.), являющийся «ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории», «масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое имение отдельных народов для человечества в целом»?:
а) О. Шпенглер;
б) А. Тойнби;
в) П.Сорокин;
г) Н.Данилевский;
д) К.Ясперс
7. Как называл П.Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке:
«Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу»?:
а) чувственное искусство;
б) идеациональное искусство;
в) идеалистическое искусство;
г) эклектичное искусство
8. Что означает понятие «цивилизация»?:
а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.