Исторические этапы познания природы (естествознания) и их особенности

Существуют различные классификации, отражающие в целом процесс познания природы.Согласно одной из них, можно выделить следующие этапы.

I. Натурфилософия (VI в. до н.э. – конец XVI в.).

Особенности: 1. Союз философии и естествознания. Ученые были одновременно и философами, и естествоиспытателями.

2. За основу всего и первоначало, из которого все возникло и состоит, принимались простейшие начала («стихии», число).

Этот этап делится на два периода: античный и средневековый, причем вся основная информация этого этапа была получена в античный период.

Во времена Аристотеля перечень наук едва достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.). Зарождающееся научное знание было синкретичным, или неразделенным. II. Аналитическое (точное) естествознание (конец XVI в. – конец XIX в.).

Особенности: 1.Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук. Стремление свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким "простым элементам" настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности, поэтому рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, т.е. разделением, дроблением на все более мелкие разделы и подразделы. Необходимость и преимущества такой объектной специализации очевидны.

2. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими, т.е. шел процесс накопления научной информации.

3. Преимущественное изучение предметов и объектов природы в сравнении с изучением явлений и процессов.

4. До середины XIX в. природа рассматривалась как неизменная во времени,т.е. вне эволюции, а ее составляющие вне связи друг с другом. В науке господствовал метафизический взгляд на природу.

Именно этот этап является временем формирования в XVII в. классического естествознания.

III. Синтетическое естествознание (конец XIX в. – конец XX в.).

Особенность: создание синтетических дисциплин на стыке смежных наук.

Уже в рамках классического естествознания стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики; объекты геологии требуют как физических, так и химических средств анализа; для объяснения сложнейших процессой, происходящих в живых организмах, необходимо использовать знания не только биологии, но и физики и химии, прежде всего это относится к методам познания.

Именно поэтому начали возникать смежные естественнонаучные дисциплины – физическая химия, химическая физика, биохимия, биогеохимия, и т.д. Границы естествознания стали условными.

IV. Интегральное естествознание (конец XX в. – настоящее время)

Особенность: малый синтез двух-трех смежных дисциплин пополняется масштабным объединением различных дисциплин и направлений научных исследований.

Междисциплинарный подход становится все более значимым для современного этапа развития естествознании, поэтому среди новых отраслей знания в последние десятилетия значительное их число носит интегративный характер. Выделяются такие варианты, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; интеграция в пределах дисциплин, не входящих в один и тот же комплекс наук; интеграция, объединяющая знания нескольких или даже многих областей. Именно последний вариант намечает и представляет собой путь не только к единой науке, но и путь к другой культуре.

В настоящее время весь процесс исследования природы подобен огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, химических, биологических наук. Основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали (проникли) друг в друга, что пришла пора задуматься, как утверждают многие ученые, о создании на более глубокой основе единой науке о живой и неживой природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: