Панорама современного естествознания. Тенденции развития науки

В XX веке естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами, что обусловливалось потребностями практики.Промышленность требовала новых технологий, в основе которых лежало естественнонаучное знание. Развитые промышленные страны начали выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Существенно расширилась сеть научно–исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными кампаниями. Наука перестала быть частным делом, какой она была в XVIII–XIX веках, когда ее развивали любознательные самоучки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т.д. Она становится профессией большого числа людей.

Взаимоотношение науки с техникой и производством возрастает, она становится непосредственной производительной силой. Усиливается воздействие науки на общество и природу, что становится не только фактором прогресса, но причиной ряда трудно решаемых проблем. Усиление роли науки сопровождается усложнением ее структуры, возникновением организаций, связывающих фундаментальные, теоретические исследования с прикладными.Все более тесным становится взаимодействие естественных, общественных, гуманитарных наук. Усиливается связь как отдельных наук, так и науки в целом с материальным производством, духовной культурой, со всеми сторонами жизни общества. Возникли комплексные отрасли научно-технической деятельности, в которых наука и производство слиты нераздельно (системотехника, эргономика, дизайн и т.п.). В XX веке наука изменила не только сферу производства, но и быт людей.

Таким образом, до конца XIX в. ведущей тенденцией развития науки была специализация по пути изоляции, отделения наук друг от друга, т.е. их дифференциация. В настоящее время ведущей тенденцией становится интеграция наук. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. Объективную основу интеграции знания составляет единство материального мира, принципиальная общность основных свойств материи и законов ее развития на всех структурных уровнях организации и во всех формах движения. Интегративные тенденции в науке обнаруживались уже во второй половине XIX века. Однако наиболее четко они начинают проявляться в наше время, когда ускорителем процессов интеграции в познании становится научно-технический прогресс. Он позволил наиболее полно ощутить всю глубину и разносторонность связей человека и окружающей среды, общества и природы.

В тоже время продолжается формирование все новых отраслей науки. Естественная дифференциация (разделение) науки дополняется противодействующей тенденцией – ее интеграцией, стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различных наук. Дифференциация и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: