Деятельность государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентирована Конституцией Российской Федерации (п. 3 ст. 72). Детальное изложение полномочий в данной сфере органов государственной власти всех уровней дано в Федеральном Законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в порядке, установленном законодательством РФ, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Закон вменяет в обязанности организаций в области защиты населения и территории от ЧС планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучать работников организаций способам защиты и деятельности в ЧС в составе формирований гражданской защиты, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС, финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
|
|
Эффективность недопущения ЧС и ликвидация их последствий во многом зависит от повседневной деятельности: режимов функционирования систем защиты и жизнеобеспечения, функционирования единой системы наблюдения и контроля за природной средой, системы контроля за возникновением аварий и катастроф на производстве.
Мероприятия по подготовке к защите населения и территорий проводятся заблаговременно, по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов - природного, экологического, техногенного и военного характера. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности технологий и производств, состояния спасательных служб.
|
|
Основным объектом защиты является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения ЧС. Вместе с тем каждый человек должен заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от ЧС и обучаться действиям в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий носит комплексный характер. В понятие «комплексная защита населения» входят: радиационная защита, направленная на уменьшение доз облучения и степени заражения человека и различных объектов; химическая защита - комплекс мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия опасных химических веществ (АХОВ); медицинская защита, направленная на оказание пострадавшим всех видов медицинской помощи и лечения в зоне ЧС; медико-экологическая зашита, обеспечивающая медицинскую помощь при ЧС экологического характера; инженерная защита - использование техники и имущества защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий) для укрытия людей.
♦ ♦ |
На объектах планируются и проводятся в комплексе три способа зашиты: укрытие населения в защитных сооружениях; эвакуация населения из крупных городов с обязательным жизнеобеспечением эвакуируемых на маршрутах эвакуации и в районе размещения; использование населением средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Укрытие населения в защитных сооружениях включает сбор, размещение и обеспечение пребывания населения в средствах коллективной защиты.
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и размещению его в загородной зоне.
Использование населением средств индивидуальной защиты наиболее актуально для персонала потенциально опасных объектов, а также населения, проживающего в районах размещения этих объектов.
Комплекс мероприятий защиты населения от чрезвычайных ситуаций включает: прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения; непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды; оповещение населения об угрозе возникновения и факте ЧС; эвакуацию населения из опасных зон и районов; комплексную защиту населения; применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории; оперативное и достоверное информирование населения о принятых мерах по обеспечению безопасности людей и порядке действий; ликвидацию ЧС; создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения ЧС; подготовку органов управления и всеобщее обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Защита территорий -это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий ЧС, возникающих в мирное и военное время на объектах производственного и специального назначения, а также в окружающей среде. Комплекс мероприятий защиты территорий включает: инженерно-технические мероприятия по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и др.); оборудование территорий в интересах гражданской обороны (подготовка загородных зон для жизнеобеспечения эвакуируемого населения, усовершенствование транспортных магистралей эвакуации, резервирование водоисточников и др.); надзор за состоянием инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов и т.п.); специальную обработку территорий при их заражении.
|
|
Конкретные мероприятия защиты осуществляются на базе общепринятых принципов защиты:
♦ обеспечение защиты всего населения;
♦ организация дифференцированной защиты с учетом размещения производительных сил, значения городов и объектов;
♦ комплексное использование способов защиты;
♦ заблаговременная организация;
♦ разумная достаточность защиты и личное участие всех граждан в своей защите.
Чрезвычайные ситуации, возникающие в мирное время, требуют не только осуществления экстренных мер по защите людей и среды их обитания, но и подготовки человека к рациональным, эффективным, психологически и морально обоснованным действиям в этих ситуациях. Защита населения в военное время имеет целый ряд особенностей, связанных с организацией и осуществлением дополнительных мероприятий защиты. Большинство мероприятий защиты организуются заблаговременно в мирное время, некоторые осуществляются в угрожаемый период и с началом войны (массовое строительство защитных сооружений, выдача средств защиты и др.).