Эвакуация населения из опасных зон и районов

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов (объектов), в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения. Она является важным способом защиты населения, проживающего вблизи опасных объектов.

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная). Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения ЧС. Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В зависимости от характера развития чрезвычайной ситуации и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона поражения ограничена пределами крупного объекта, микрорайона , города, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города с численностью населения до десятков тысяч человек. Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающей территории одного или нескольких регионов, включающие крупные города.

В зависимости от охвата населения эвакуационными мероприятиями различают общую или частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей, учащихся школ и училищ. Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основным способом эвакуации является комбинированный. Он предполагает вывод населения пешим порядком с одновременным вывозом его части имеющимся в наличии транспортом. Размещение эвакуируемого населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости об обстановки.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью систем оповещения, местных телерадиостанций, громкоговорителей. Через средства массовой информации население инструктируется о правилах поведения на зараженной территории, применения средств индивидуальной защиты и меди­цинской профилактики.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации определяется целым рядом факторов: оперативным реагированием на ЧС, наличием профессионально подготовленных сил, их оснащенностью необходимыми средствами, условиями обстановки и организацией управления всеми действиями в чрезвычайной ситуации.

Эффективность реагирования на ЧС зависит от многих факторов. К наиболее важным из них можно отнести: информационное обеспечение органов управления ГОЧС всех уровней; наличие системы анализа обстановки и выработки управленческих решений; готовность к действиям аварийно-спасательных служб, наличие сил и средств для ликвидации ЧС и жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС.

Разведка в районах возникновения ЧС. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает разведку в районах возникновения ЧС, спасательные и другие неотложные работы, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Разведка в зоне ЧС - это комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды и об обстановке в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения. Задачи разведки:

♦ осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и своевременное обнаружение факта чрезвычайной ситуации;

♦ выявление масштабов и последствий ЧС;

♦ контроль обстановки в районах ЧС.

В зоне ЧС проводится общая разведка данных о создавшейся обстановке. Для выявления обстановки используются современные технические средства разведки, такие как дис­танционные средства зондирования, тепловизионная и телевизионная аппаратура, масс-спектографы и спектрометры.

Разведка может осуществляться с помощью наземных, воздушных и речных (морских) средств. Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и поставленных задач. Разведку ведут специально подготовленные разведывательные группы (звенья).

Радиационная и химическая разведка (РХ-разведка) проводится для своевременного получения данных о возможных поражениях населения и выявления радиационной и химической обстановки на местности с целью принятия обоснованного решения по проведению ликвидации последствий заражения. В задачу РХ-разведки входит обнаружение начала радиоактивного и химического заражения, обозначение районов заражения и определение характера заражения (степени опасности для лю­дей или функционирования объекта).

Аварийно-спасательные работы в ЧС - это работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в лечебные учреждения.

Аварийно-восстановительные работы - это первоочередные работы в зоне ЧС по креплению или обрушению грозящих обвалом зданий, ремонту и восстановлению объектов жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также работы по очистке и обеззараживанию территории.

Спасательные работы проводятся в целях розыска и извлечения людей из-под завалов, разрушенных зданий и сооружений, оказание им первой медицинской и первой врачебной помощи, в эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения. В случае заражения местности в ходе спасательных работ осуществляется санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений и техники.

Неотложные работы в зоне ЧС являются первоочередными, связанными со снижением степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих ликвидацию последствий ЧС. Они создают условия для успешного проведения спасательных работ (устройство проездов в завалах, локализация аварий на газовых, энергетических сетях и т.п.). Эти работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их ведение, а также большим напряжением сил всех участвующих в работах.

Ликвидацию ЧС организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного завершения. Для ее организованного проведения создается группировка сил и средств. Организуется она на базе людских, материальных и технических возможностей объектов (организаций), независимо от принадлежности и форм собственности. Формирования, входящие в группировку, заблаговременно укомплектовываются личным составом, оснащаются транспортом, специальной техникой, имуществом и приборами, обучаются по соответствующим программам.

Основными принципами, обеспечивающими успешное выполнение спасательных и других неотложных работ, являются: быстрота развертывания сил и средств; спасение пораженных людей в кратчайшие сроки; использование сил и средств на основных участках зон поражения, где могут находиться основные массы поражения; обеспечение непрерывности спасательных и неотложных работ.

Жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях - это комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации на ее маршрутах и в местах размещения эвакуируемых, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решать вопросы жизнеобеспече­ния необходимо оперативно, промедление даже на 20-30 ч может существенно повлиять на выживаемость людей в экстремальной обстановке. Отсюда следует, что мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавших должны осуществляться одновременно со спасательными работами и оказанием экстренной медицинской помощи.

Принципы жизнеобеспечения включают: социальную защищенность всех граждан в зоне бедствия; заблаговременную комплексную подготовку регионов и предприятий (организаций) к жизнеобеспечению населения в ЧС; надежность, непрерывность и гибкость управления; персональную ответственность за выполнение мероприятий; энергетическую достаточность норм жизнеобеспечения населения в зонах бедствия; постоянную готовность системы жизнеобеспечения на­селения к действиям в ЧС.

Система жизнеобеспечения организуется по территориально-производственному принципу и включает семь подсистем:

· всех видов снабжения населения;

· медицинского обеспечения;

· информационного обеспечения;

· социального обеспечения;

· психологической реабилитации;

· санитарной (специальной) обработки;

· охраны общественного порядка.

С целью жизнеобеспечения пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся следующие основные мероприятия: временное размещение населения, оставшегося без крова; обеспечение людей продуктами питания, водой и предметами первой необходимости; организация учета и распределения материальной помощи; расселение населения в безопасных районах; обеспечение населения медицинской помощью; проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. В ходе аварийно-спасательных работ в первую очередь осуществляется оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуация в лечебные учреждения.

Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К ним относятся большое количество пострадавших с различными видами и степенью тяжести поражения, сложная санитарно-гигиеническая обстановка, нарушение психики у людей в зонах поражения, людские потери.

В этих условиях необходимо проведение в короткие сроки широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению пострадавшего населения. Зачастую ликвидировать медицинские последствия бедствий местными силами здравоохра­нения не удается. Например, в зоне землетрясения в Армении в 1988 году было извлечено из-под завалов более 32 тыс. человек, в госпитализации нуждалось 12,5 тыс. человек.

В нашей стране создана и успешно функционирует Всероссийская служба медицины катастроф. Это система органов, учреждений и формирований лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического профиля, находящаяся в ведении федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединенных в рам­ках РСЧС. В стране функционирует 89 территориальных цен­тров медицины катастроф, 8 региональных, Всероссийский центр экстренной медицинской помощи и медицинские отряды специального назначения Минобороны. Органы местного самоуправления и объекты экономики создают свои медицинские формирования службы медицины катастроф.

Из мировой практики ликвидации ЧС известно, что, не получив необходимой помощи через один час после возникновения ЧС, умирает до 40% тяжело пораженных, через 3 часа - 60%, а через 6 часов - до 95%. Если спасатели начали работать в первые 3 часа после землетрясения, возможно спасение 90% оказавшихся под завалами людей, через 6 часов - лишь 50%, а через 10 часов спасать практически некого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: