Условия формирования и особенности белорусской эк.модели

Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.

Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели социально-экономического развития страны дал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении в марте 2002 г. на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республи­канских и местных государственных органов.

Основные особенности белорусской модели социально-экономического развития страны:

1. Построение и развитие сильной и эффективной госу­дарственной власти.

Только сильная государственная власть способна вы­ступить против утверждения олигархического беспреде­ла и разграбления народных богатств, не допустить разру­шения национальной экономики, прорыва криминала к рычагам системы управления.

Только такая власть создает предпосылки и условия для обеспечения социальной справедливости, обществен­ного порядка и политической стабильности, способна обеспечить последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния населе­ния, оказывая регулирующее влияние на экономику, на развитие рыночных отношений. Только сильная и эффек­тивная власть может обеспечить верховенство закона в стране и ее национальную безопасность, территориальную целостность и суверенитет страны, ее системную, интегративную безопасность - политическую, экономическую, продовольственную, экологическую, информационную.

Государственная власть исходя из критериев общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

2. Равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкогоспектра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор.

3. Приватизация не как самоцель, а как средство при­влечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника.

Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

4. Развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений,развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция – конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можнорассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

5. Сильная социальная политика -- краеугольный камень нашей государственной политики.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: