Умение отличать средство от цели, добро от зла

Я обнаружил, что самоактуализированным людям не свойственны терзания поповоду правомерности того или иного своего поступка. Все мои испытуемые,независимо от того, насколько уверенно они формулировали исповедуемые иминравственные принципы, твердо придерживались их в повседневной жизни.Поведение самоактуализированного человека высоконравственно, а, кроме того,оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведениесреднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями,люди, которые никогда не совершают дурных поступков. Понятно, что ихпонимание добра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегдасовпадают с общепринятыми. Доктор Дэйвид Леви как-то сказал, что в средние века таких людейназывали божьими или святыми людьми. Некоторые из моих испытуемых говорили отом, что верят в Бога, но в их описаниях Бог представал скорее как некоеметафизическое понятие. Если мы определим веру в терминах социальныхотношений и поведения, то всякого самоактуализированного человека, дажесамого закоренелого атеиста, мы должны будем признать глубоко верующимчеловеком. Но если придерживаться общепринятого понимания религиозности,если понимать ее как веру в некое сверхъестественное начало и отправлениекультовых обрядов, тогда мы придем к прямо противоположному выводу. В поведении самоактуализированных людей четко проявляется их умениеотличать средство от цели. Можно было бы сказать, что эти люди ориентированына цель, что средства не имеют для них большого значения и всегда подчиненыцели. Но это заявление толкает нас к слишком простому пониманию проблемы, внекоторых деталях искажает истину. Дело в том, что самоактуализированныелюди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастуюнацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он вконце концов не безразличен им. Как правило, причины их поступков кроются всамой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Ониумеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствоватьсамоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, ибольше, чем результат. Они устремлены к цели, но и дорога любопытна им.Путешествие так же приятно для них, как и момент прибытия. Даже самаяобыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой,способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многимдругим. Вертхаймер заметил как-то, что дети настолько креативны, чтоспособны привнести смысл в любую рутинную, механическую деятельность, такую,например, как перекладывание книг с одного стеллажа на другой, и превратитьее в веселую, забавную игру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: