Научный стиль. Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в текстах употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий, к тому же понятий научных. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология. Терминология, являясь одной из главных составляющих научной речи, воплощает такое качество научного стиля, как точность. Важнейшие признаки научного стиля – точность, ясность, логичность, строгая аргументированность, однозначность выражения мысли – служат главной задаче этого стиля – передачи объективной информации о предмете исследования. В научной речи широко используются слова, отражающие соотношение между частями высказывания, служащие для создания стройного, логичного текста: часто употребляются наречия в связующей функции; преобладают глаголы в самой обобщенной форме (настоящего постоянного или настоящего вневременного); для глаголов и личных местоимений характерно использование форм 3-го лица, что помогает подчеркнуть отвлеченность и обобщенность стиля. В синтаксисе можно отметить приоритет сложных предложений над простыми, использование распространенных предложений, широкое применение причастных и деепричастных оборотов, страдательных конструкций.

Приводимые ниже тексты представляют собой образцы научного стиля со всеми его характерными признаками.

Задание 1. Докажите, что данный текст принадлежит к такой разновидности литературного языка, как научный стиль, проанализировав его лексические, морфологические и синтаксические особенности. В чем отличие текстов А и Б?

А. Задача создания источника когерентного света была решена лишь с появлением лазера, в котором используется принципиально иной метод высвечивания возбужденных атомов, позволяющий, несмотря на некогерентный характер возбуждения отдельных атомов, получать когерентные пучки света с очень малой расходимостью. Если интенсивность излучения лазера сравнить с интенсивностью излучения абсолютно черного тела в том же спектральном и угловом интервалах, то получаются фантастически большие температуры. Кроме того, малая расходимость излучения позволяет с помощью обычных оптических систем концентрировать световую энергию в ничтожно малых объемах, создавая громадные плотности энергии.

Возбужденный атом может самопроизвольно (спонтанно) перейти на один из нижележащих уровней энергии, излучив при этом квант света…

Б. Из физики нам известно, что в своем наиболее устойчивом природном состоянии вещество обладает минимальным запасом энергии. Вращающиеся вокруг ядер электроны находятся на наиболее низких энергетических уровнях. Этим-то и объясняется почти универсальная способность всех веществ поглощать падающее на них излучение. Если же вещество с помощью какого-нибудь источника излучения все время "накачивать" энергией, то его частицы будут переходить на более высокие энергетические уровни и атомы постепенно придут в так называемое возбужденное состояние. В таком состоянии вещество напоминает чашу, заполненную до краев: достаточно только одной капли, чтобы запасенная в ней жидкость - энергия выплеснулась наружу в виде направленного пучка излучения.

В лазерном устройстве обычный свет преобразуется в излучение, в тысячи раз более концентрированное и чистое. Обычные источники света (например, лампа) испускают смесь света различных цветов спектра, которая распространяется беспорядочно во все стороны. Луч лазера одноцветен - монохроматичен, когерентен, т.е. строго упорядочен во времени и пространстве и устремлен в одном направлении. Энергия оказывается как бы спрессованной в тысячи раз.

Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставили протиснуться в течение той же секунды в водопроводный кран, только тогда мы получим косвенно представление о том, чем лазерный луч отличается от света всех других источников.

Задание 2. Какие языковые средства и приемы, характерные для устного доклада и научно-популярного произведения, можно выделить в следующих текстах?

1. Живое существо не имеет более верного и сильного защитника, чем глаз. Видеть – это значит различать врага и друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но несравненно грубее и слабее. Осязание и чувство теплоты дают нам вести о внешнем мире только при непосредственном соприкосновении: слух и обоняние, извещающие издалека, недостаточно информируют о расстоянии, направлении и формах. Наши слова “очевидно”, “поживем - увидим” равносильны тому, что видимость – достоверность. Современный физик убеждает других в реальности атомов тем, что мы, наконец, увидали пути отдельных атомов, а прежние противники существования атомов постоянно аргументировали тем, что атомов никто не видел. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: “Зрение есть явление невидимого”, невидимый мир становится реальностью, явлением посредством зрения (Вавилов С.И. Глаз и солнце).

2. Воспользуемся еще одной аналогией между кривизной четырехмерного пространства – времени и кривизной двухмерной пространственной поверхности. Мы движемся по поверхности Земли, взбираясь на пригорки, холмы и горы и регистрируем изменения кривизны земной поверхности. Сравнительно плоская равнина сменяется небольшим возвышением, затем крутым холмом, горным склоном, плоскогорьем, ущельем, затем мы встречаем опять равнину и т.д. Мы можем регистрировать кривизну поверхности либо прямым наблюдением, либо измерять сумму углов треугольника, длину окружности. (Кузнецов Б.Г. Беседы о теории относительности).

Задание 3. Сравните описание птицы-секретаря у И.А.Гончарова и в БСЭ. Отметьте особенности, характерные для научного стиля.

У Змеиной горки заметили мы вдали, в поле, какую-то большую птицу, видом напоминавшую аиста, которая величаво шагала по траве. “Секретарь, секретарь!” - кричала нам ученая братия. Мы все повыскакивали из экипажей и побежали по кустам смотреть птицу, которая носит это имя. Заметив приближающихся людей, птица начала учащенными шагами описывать круги по траве, все меньше и меньше, и когда мы подошли настолько, что смогли разглядеть ее, она взмахнула крыльями и скрылась. Птица-секретарь известна тем, что ведет деятельную войну со змеями. У нее толстые сильные ноги и острые когти. Она одним ударом ноги раздробляет голову кобре-капелле или подхватит ее в когти, взлетит повыше и бросит на камень. (Гончаров И.А. “Фрегат “Паллада”).

Секретарь (Sagittarius serpentarius), хищная птица семейства Sagittaridae. Высота до 1 м. Внешне Секретарь похож на журавля. Ноги длинные, сильные, короткопалые. Оперение серое с черным. Перья на голове напоминают гусиные перья за ухом писца (отсюда название). Распространены в степях Африки, южнее Сахары. Гнезда на деревьях или кустах на высоте 2-6-м. и выше. В кладке 2, реже 3 яйца. Пищу – саранчу, термитов, пресмыкающихся, птиц и грызунов - добывает на земле. Добычу, например, ядовитых змей, убивает ударами ног, защищаясь от укусов крыльями. Везде охраняется. Иногда нападает на полезных птиц (куропаток и др.) (Большая советская энциклопедия).

Задание 4. Сопоставьте отрывки из статей, написанных учеными для публикации в “Ленинградской правде” (1), и тексты газетной публикации (2). Подумайте о различиях научного и публицистического стилей и напишите, какими содержательно-стилистическими особенностями оригинала обусловлена переделка текста для газеты или его сокращение.

Вариант 1.

(1) Ворота русской земли.

Реставрационные и археологические работы начаты в Ладоге давно, но тогда они велись в соответствии с частными научными интересами, сопоставлять теперь накопленные таким путем материалы трудно.

Положение изменилось с началом в 1972 году работы комплексной Староладожской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР при участии Управления культуры Леноблисполкома под руководством доктора исторических наук А.Н. Кирпичникова.

Комплексная экспедиция – это коллектив ученых, занимающихся всесторонним изучением древней Ладоги и ее окрестностей как единого целого. На территории города совместно трудятся археологи Академии наук и ЛГУ. В.А. Назаренко, кандидат исторических наук, специалист по изучению древностей всего южного берега Ладожского озера, установил, что Ладога была не только торговым поселением, но и центром обширной округи…

(2) Сокровища земли русской.

Археологи изучают Ладогу с 1909 года. Нередко исследователи работали исходя из собственных интересов и задач. В результате накопленные данные не всегда возможно сопоставить друг с другом.

Положение изменилось с началом в 1972 году работы комплексной Староладожской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Управления культуры Леноблисполкома. В этом сезоне экспедиция продолжила свои работы при участии студентов исторического факультета ЛГУ. Кандидат исторических наук В.А. Назаренко выполнил большую работу по изучению древностей всего южного берега Ладожского озера, в результате чего стало ясно, что Ладога была не только торговым поселением, но и центром обширной округи.

А. Кирпичников, доктор исторических наук, начальник Староладожской археологической экспедиции, Д. Фоняков, аспирант “Лен. правда”, 22.08.84.

Вариант 2.

(1) Чай как лекарство.

Особенностью этого лекарственного кустарника является способность концентрировать действующие начала в самых молодых листочках, первые 2-3 только что распустившихся листочка – их называют “флеши” - содержат четверть активных веществ всего растения.

Для получения черного чая листочки сначала провяливают и скручивают, оставляя для ферментации. Под этим подразумевается процесс, происходящий в листьях при определенных условиях хранения и заключающийся в основном в самоокислении содержащихся в чае горьких веществ танинов с превращением их в терпкие вещества и ароматические эфирные масла. Вкусовые качества продукта при этом возрастают, однако некоторая часть целебных свойств теряется. Чем же ценится чай, какие полезные вещества в нем содержатся? Их много. На первом месте, пожалуй, следует назвать кофеин, вещество, оказывающее выраженное активизирующее действие на центральную нервную систему. Необходимо отметить, что в чае его больше, чем в кофе, а именно до 3 процентов сухого веса.

(2) Особенностью этого лекарственного кустарника является способность концентрировать свои лечебные свойства в самых молодых листочках. Первые 2-3- листочка называют “флешами”, они содержат четверть активных веществ всего растения.

Чем же ценится чай, какие полезные вещества в нем содержатся? На первом месте, пожалуй, следует назвать кофеин, вещество, оказывающее выраженное активизирующее действие на центральную нервную систему. В чае его больше, чем в кофе, - до 3 процентов сухого веса.

Задание 5. Докажите, что данный текст принадлежит к такой разновидности литературного языка, как научный стиль, проанализировав его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Переделайте научные тексты в рекламные.

Вариант 1.

Ревит - комплексный витаминный препарат, содержащий в одной таблетке желтого цвета или драже оранжевого цвета

- ретинола ацетата (витамина А) - 0, 00086 г (2500 МЕ)

- тиамина хлорида (витамина В1) - 0, 00138 г

- тиамина бромида (витамина В6) - 0, 00129 г

- рибофлавина (витамина В12) - 0, 001 г

- аскорбиновой кислоты (витамина С) - 0,035 г

Фармакологические свойства препаратов обусловлены витаминами, входящими в его состав.

Препарат назначается в качестве профилактического средства при состояниях, сопровождающихся повышением потребности в витаминах (повышенная физическая или нервно-психическая нагрузка, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды, беременность, кормление грудью, при общем нарушении питания, в период выздоровления, после перенесенного инфекционного заболевания и для повышения сопротивляемости организма к инфекционным, простудным заболеваниям).

Вариант 2.

Камбалы, камбалообразные - отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних несимметричным строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большой части камбал - широкое и относительно короткое… Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 (беломорский палтус). Камбалы - преимущественно морские рыбы, ведущие во взрослом состоянии донный образ жизни…

(Большая советская энциклопедия. Т.19)

Задание 6. Проанализируйте (по языковым уровням) отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной особенностям языка и стиля очерков А. Пальма. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста.

Что касается стиля, то как говорилось выше, очерки насыщены подлинной публицистикой. Все богатство пальмовского языка тесно связано с предельным лаконизмом его материалов. Иногда, конечно, не хватает вот этой “излишней красочности”. Хотя, как отмечалось в данной работе, автор поступает в какой-то степени верно. По крайней мере его нельзя обвинить в чрезмерной болтливости. Но вот очерк “Тракторист Анатолий Мерзлов”, думается, не отличается особой глубиной. Журналист писал об Анатолии как о герое. Но, наверное, лучше было описать те неиссякаемые источники человеческого героизма, которое имеются почти у каждого советского человека. Такой подвиг мог совершить не только Анатолий. Но вот этих источников в очерке Пальма нет. Все написано очень уж сухо.

Таким образом, думается, что сверх нормы вредна и красивость, но и без нее очерки становятся голыми, сухими, информативными и только.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: