Эллинизм как тип культуры

Эллинизм – это период, началом которого принято считать время правления Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.), а концом – 30 г. до н.э., когда с Птолемеевский Египет был включен в состав Римского государства. Греческое искусство, греческая религия, греческая философия проникают повсюду; возникает характерный именно для этой эпохи синтез эллинских культурных форм с местными, национальными формами. Это эпоха всемирного культурного синтеза. Греческие полисы, некогда игравшие определяющую роль в жизни Средиземноморья (Афины, Спарта, Коринф), теперь – в упадке. Но возникают новые города, и среди них наибольшим великолепием отличается Александрия Египетская.

Здесь сформировалась античная наука – и естествознание, и грамматика, и риторика. Это время расцвета литературы. Театр в этот период осваивает новые, преимущественно бытовые темы (на первый план выдвигается комедия). В эллинистических городах появляется несколько ярких философских школ, прежде всего – стоицизм, скептицизм, эпикурейство, кинизм. Изобразительное искусство ранее, видимо, никогда не было так востребовано обществом и никогда не было настолько «светским».

Общее основание эллинистической культуры - упадок и переоценка ценностей классической эпохи. Для всего этого периода характерна утрата непосредственного доверия к преданию и традиционной религии. Прежние культурные ценности становятся неактуальными. Появляются научные специализации.

В культуре эллинизма зарождается и оформляется понятие «ордер» как совокупность основных правил и особенностей зодчества. 4 ордера: дорический, ионийский, коринфский, эолийский. В эллинистическую эпоху строились огромные сооружения, которые не без основания причислялись к «чудесам света»: среди них огромный Александрийский маяк, «Колосс родосский», Пергамский алтарь, Галикарнасский мавзолей. Более благоустроенными становятся и частные дома, что отражает рост уровня благосостояния. Скульптура становится более патетичной и более реалистичной одновременно: скульпторы стремятся изобразить не только «идеального человека», здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками. Искусство становится более психологичным и более близким к человеку — и в этом, быть может, главное открытие и завоевание эллинистической эпохи. Человек отныне интересен художнику не только и не столько как гражданин, сколько как личность, индивидуальность.

Эллинистическая литература была достаточно разнообразной: Аполлоний Родосский в подражание Гомеру пишет «Аргонавтику», а александриец Геронд сочинял мимы — вольные, бытовые и любовные, сценки. Литература ориентировалась на новую публику — публику, которая в отличие от свободных граждан полиса мало интересовалась политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: