№ семестра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ ), расч. заданий | Форма итогов, аттестации (зачет, экз.) | |||||
Общий объем | в том числе | |||||||
Аудиторные | сам. работа | |||||||
всего | из них | |||||||
лекции | лабор. | практ. | ||||||
зачет |
II. Содержание учебной дисциплины
1. Тематический план дисциплины
№№ пп. | Наименование тем | ВСЕГО (часов) | Аудиторные занятия (час.) | Самостоя-тельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объект и предмет стилистики. Основные понятия функциональной стилистики | |||||
Книжные стили речи | |||||
Язык художественной литературы Устные функциональные варианты литературного языка | |||||
Лексическая стилистика | |||||
Лексические образные средства (тропы) | |||||
Фразеологическая стилистика | |||||
Стилистический анализ фоники | |||||
Графика и орфография как стилистическое средство | |||||
Стилистика словообразования | |||||
Стилистика частей речи | |||||
Синтаксическая стилистика | |||||
Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций | |||||
Стилистика текста. Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) | |||||
Текст как объект литературного редактирования. | |||||
Классификация (типология) текстов. Виды анализов текста. | |||||
Редактирование в процессе коммуникации | |||||
Психологические предпосылки редактирования | |||||
Композиция текста как предмет работы редактора | |||||
Работа редактора с фактической основой текста | |||||
Индивидуальный (авторский) стиль | |||||
Методика редактирования текста. Виды редакторской правки | |||||
ИТОГО |
Темы лекций и их краткое содержание
|
|
Тема 1. Объект и предмет стилистики. Основные понятия функциональной стилистики.
Стилистика – учение об употреблении языка. Стилистика языковых единиц. Стилистика текста. Стилистика разновидностей употребления языка («функциональная стилистика»). Стилистика и описательные дисциплины. Стилистика и культура речи.
Понятие стиля: а)высокий, средний и низкий стиль в современном языке; б)функциональный стиль; в)стиль как общепринятая манера какого-либо речевого акта; г)стиль как индивидуальная манера письма (речи); д)стиль как языковая парадигма эпохи. Стилевая норма. Узус и кодификация.
|
|
История выделения в языке /речи высокого, среднего и низкого стилей. Стили языковые и литературные Древней Греции и Рима как отражение социального статуса. Теория «трех штилей» М.В.Ломоносова.
Основные понятия функциональной стилистики. Разговорный и книжный стили. Состав книжных стилей. Официально-деловой, научный, газетно-публицистический стили. Их подстили и жанры. Отбор языковых средств.
Литература: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.