Тема 6. Литературное редактирование

Психологические предпосылки редактирования. Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе. Общая схема работы редактора над текстом.

Отличие редакторского анализа от других самостоятельных видов критического анализа (научного, литературоведческого и т. д.). Компоненты редакторского анализа: оценка выбора темы и ее разработки, литературных качеств произведения, соответствия широты охвата темы, глубины ее разработки современному уровню знаний.

Виды правки. Отличие редакторской правки от корректорской. Применение различных видов правки в зависимости от характера и степени вмешательства в авторский текст. Электронная и печатная версии текста. Правка текста в режиме электронно-цифровых технологий.

Правка-вычитка. Отличие редакторской правки-вычитки от корректорской. Методика правки-вычитки. Редакторская вычитка как заключительный этап работы над текстовым оригиналом при подготовке его к набору.

Правка-сокращение, ее цель. Причины, вызывающие необходимость правки-сокращения. Методика сокращения текстов в зависимости от его смысловой и синтаксической структуры.

Правка-обработка. Улучшение композиции материала, устранение фактических ошибок и неточностей, совершенствование стиля изложения. Зависимость приемов правки-обработки от жанра литературного произведения и типа издания. Пределы вмешательства в авторский стиль.

Правка-переделка. Коренная переработка текста. Причины, вызывающие необходимость правки-переделки. Ответственность редактора за сохранение идеи автора и за точность фактического материала.

Логические основы редактирования. Культура логического мышления редактора. Определенность, отсутствие внутренних противоречий, обоснованность, доказательность как необходимые качества логически правильно построенного изложения. Приемы анализа литературного произведения с логической стороны (деление текста на смысловые единицы, их соотнесение, восстановление пропущенных звеньев, выявление логических связей).

Работа редактора с фактами. Роль социально-предметного анализа в процессе редактирования. Понятие факта. Природа факта (явление, действие, процесс, признак, свойство и т. п.). Средства выражения фактов (словесно-понятийные факты, имена, фамилии, даты, наименования, цифры, цитаты и т.д.). Содержательная значимость факта. Ключевые положения, аргументы, примеры.

Осмысление редактором фактического материала рукописи. Оценка значимости фактов, их информативности, достоверности, полноты, убедительности, новизны. Определение степени точности и достоверности фактического материала. Соотнесение фактов в пределах редактируемого произведения. Проверка фактов. Основные справочные пособия, необходимые редактору для проверки фактов (универсальные и отраслевые энциклопедии, словари, справочники).

Унификация оформления фактического материала (единообразие в написании имен, фамилий, дат, географических названий, терминов, единиц измерений и т. д.).

Цитаты как вид фактического материала. Назначение цитат, оценка их редактором. Правила и приемы цитирования, методика проверки цитат.

Методика редакционной обработки статистического материала. Приемы его проверки (подсчет, построение системных рядов, проверка закономерности изменений в этих рядах, соотнесение размерностей).

Таблица как форма организации фактического материала. Роль и значение таблиц в различных типах изданий. Элементы таблицы (нумерационный и тематический заголовки, “головка”, “хвостовая” часть, боковик, прографка). Виды таблиц Правка текста в режиме электронно-цифровых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: