(О. Мандельштам «Невыразимая печаль …») [12]
Любой художественный замысел осуществляется в той или иной форме (в звуке, в цвете, в материале, в пластике движения и т.д.). В частности, специфической формой литературного произведения является художественная речь. Здесь образы, их соотношения (система), их взаимосвязи и взаимопереходы, их выражение есть звуковая ткань. Именно поэтому, хотим мы того или нет, «синтетический» подход к художественной речи обнаруживает себя во всякой попытке ее анализа - как лингвистической, так и литературоведческой.
По сей день остается актуальным комплексный подход к анализу художественного текста. Кроме того, методика лингвистического анализа текста не может быть признана достаточно разработанной. Все это, плюс новый подход к исследованию фонетической структуры как составляющей целостного анализа, делает данную методологическую разработку актуальной.
Рассмотрим вариант интерпретации поэтического текста на примере стихотворения О. Мандельштама «Невыразимая печаль…» (1909).
|
|
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,-
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна…
Начинается работа над текстом в обратной последовательности процессу его создания: от внешнего, эксплицитного, уровня к скрытой подтекстовой информации (в нашем случае – фоносемантической).
Лексическими доминантами служат для читателя, прежде всего, слова, выделенные звуковым единообразием: рифманты и слова, объединенные разного рода повторами. Рифмующиеся слова первой строфы – печаль/хрусталь, глаза/ваза; второй – напоена/сна, лекарство/царство; третьей – вина/белизна, мая/ломая. Во второй строфе анафора служит одновременно объединяющим и противопоставляющим средством: такое маленькое/так много. В третьей строфе этот же прием последовательно соединяет по две строки: Немного красного вина // Немного солнечного мая и И тоненький бисквит…// Тончайших пальцев…
Лексические доминанты важны не только семантической наполненностью, но и звуковой. Они своими повторами создают звуковую мелодию поэтического текста. При этом звукосимволические приемы либо поддерживают ее, либо порождают свою линию. В рассматриваемом стихотворении все звуковые приемы созвучны: лексические доминанты объединяются повтором сонорных – м, н, л – и гласного а. Аллитерация на сонорные целиком пронизывает две первые строки последней строфы: Н е мн ого крас н ого ви н а// Н е мн ого со лн еч н ого мая…
|
|
Значимыми, с нашей точки зрения, являются цветообозначения, по-разному соотносящиеся с результатами фоносемантического анализа. В данном тексте использована лишь одна эксплицитная цветовая номинация – белизна; все прочие номинации имплицитны – хрусталь, красное вино, солнечный май. Эта лексика, в целом, имеет положительную коннотацию – белый, красный, желтый цвета. Сам факт цветового многообразия несет положительную информацию.
Следует обратить внимание на то, что почти все выделенные цветообозначения сконцентрированы в одной – последней – строфе, которая, благодаря этому, представляет собой взрыв цвета и предметности.
Лексические доминанты довольно трудно оценить однозначно. Однако с уверенностью можно говорить, что в них присутствуют семы “хрупкости”, “непознанности”. Хотя созданию положительных эмоций содействуют и морфологические средства: уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- (маленькое, тоненький) и суффикс превосходной степени -айш- (тончайших).
Звуковые повторы, объединяющие доминанты, поддерживают их смысловое поле не только благодаря тому, что «зарядились значением» от лексики. Их фонетическое значение способствует созданию вокруг текста соответствующего ореола. По данным о цветовой ассоциативности звукобукв русского языка: а – красный, л – красно-желто-синий, м – красный, н – сине-белый – та же яркость и многоцветье, что и в лексических оценках.
Значим для понимания текста и синтаксический уровень. Все три строфы разделяются в смысловом наполнении на равные части – по две строки. В первой и второй строфах пограничным является «сильный» пунктуационный знак – тире. В каждом случае первые две строки – более общий, широкий, отвлеченный смысл; устремленность ввысь. Последние две строки каждой строфы – маленькое, близкое и знакомое, теплое; взгляд, опущенный на землю; эти строки более «предметны».
Невыразимая печаль Цветочная проснулась ваза
Открыла два огромных глаза, - И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена Такое маленькое царство
Истомой – сладкое лекарство! Так много поглотило сна.
Немного красного вина, И, тоненький бисквит ломая,
Немного солнечного мая - Тончайших пальцев белизна…
Во втором столбце, в который вынесены последние строки, выделена лексика, создающая поле предметности, что «приземляет» семантику этих отрезков.
В результате проделанного анализа можно говорить о том, что текст построен на противопоставлении двух планов: возвышенного, абстрактного и земного, телесного. Несмотря на обилие положительных эмоций, радость в тексте сопряжена с «невыразимой печалью».
Фоносемантический подход к анализу позволит углубить и объективизировать полученные результаты.
В результате компьютерной обработки текст в целом оценен как красно-желто-синий и синий.
Эта оценка в точности соответствует той, которую получила первая строфа, - она, тем самым, задает эмоциональный настрой всего текста. Вторая и третья строфы оцениваются как синяя, красная и бело-синяя, красная.
Соотносим полученные данные с семантикой цветовых сублиматов (по Н. В. Серову). <B КРАСНО-ЖЕЛТО-СИНИЙ<B> представляет собой сочетание несочетаемого: сила, энергия (красный) + солнце, эмоции (желтый) + верность, мудрость, бесконечность (синий). Последнее значение подкрепляется вторым по информативности цветом (тоже синий). Таким образом, эмоциональный фон текста - противоречие между всплеском эмоций и мудростью. Трудно выделить конкретную фоносемантическую доминанту – автора действительно переполняют восторженные чувства.
Столкновение двух стихий обостряется во второй и третьей строфах, по нарастающей. Синий и красный – всегда противоречие: сознание и подсознание, возвышенное и чувственное. Но в символическом их наполнении есть нечто общее – страстное желание (сема, выделенная Серовым и в синем), но разнонаправленное.
|
|
В третьей строфе появляется бело-синий – еще более холодный и возвышенный. По Серову – пустая бесконечность, слабость, удаленность. После энергетического выброса автором овладевает возвышенное состояние опустошенности. Как видим, фоносемантическая оценка последней строфы противоречит ее лексическому – земному - наполнению.
Фоносемантический анализ позволяет глубже погрузиться в поэтический смысл текста. Он подтверждает или опровергает неясные ощущения, возникающие по прочтении. Та область исследовательских рассуждений, что в основном базировалась на субъективных выкладках, - область авторского присутствия – благодаря данному анализу получает возможность объективизироваться. Тем самым расшифровываем подсознательно-бессознательную информацию, которая и является источником субъективных предположений. (В связи с этим полезно анализ поэтического текста в ученической аудитории начинать с вербализации первых ощущений. Сопоставление их с результатами традиционного и фоносемантического исследования позволит выявить гармонию/дисгармонию эксплицитного и имплицитного уровней; особенности читательского и авторского восприятия переживания, положенного в основу стихотворения).
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА
ЯЗЫКА НАУЧНОЙ ПРОЗЫ [13]