Словарь основных терминов

Аллегория – иносказание, изображение умозрительной идеи в предметном образе.

аллитерация – повторение согласных звуков (чаще всего в начале слова), прием выделения и скрепления важнейших слов.

анафора – единоначатие, повтор слова, группы слов, сходных звуков в начале смежных стихов или строф.

антитеза (контраст) – противопоставление противоположных по значению слов и словесных образов, усиливающее эффект восприятия изображаемого.

антифразис – образное употребление слова в противоположном значении.

гипербола – сильное преувеличение изображаемого в целях усиления художественного воздействия.

градация – усиление (реже – ослабление) изображения, которое заключается в постепенном нарастании (или ослаблении) степени значимости слов и выражений.

гротеск – своеобразный поэтический прием, подчеркивающий искажение или смещение обычного изображения действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, злого сарказма и безобидного юмора.

звукопись– один из видов звуковой организации, инструментовки речи, в основе которой лежит определенное соответствие фонетического состава фразы (аллитерация звуков и др.).

инверсия – расположение слов (частей предложения) в ином порядке, чем установлено обычными правилами, для выражения экспрессии, смыслового или стилистического акцентирования определенной мысли, того или иного актуального (смыслового) членения предложения.

интонация – одно из важнейших средств целостной организации звучащей речи и выражения смысловых и эмоциональных отношений между ее частями.

каламбур– «игра слов», стилистический прием, основанный на сближении различных значений слова или одинаковых (сходных) по звучанию слов, имеющих разные значения, и создающий комический эффект.

катахреза– сочетание противоречивых, но не контрастных по значению слов.

композиция – структура, построение литературного произведения того или иного жанра, расположение и соотнесенность компонентов его художественной формы, динамическая система организации и раскрытия образов в их взаимодействии и развитии.

литота– образное преуменьшение, противоположное гиперболе.

метафора – образное переносное употребление слова или выражения, основанное на каком-нибудь сходстве обозначаемых предметов или явлений.

метонимия– образное переносное употребление слова или выражения, основанное на временной, пространственной или причинной смежности (соположении) обозначаемых предметов или явлений.

олицетворение – особый вид метафоры, который заключается в том, что неодушевленные предметы, природа наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью.

параллелизм – композиционный прием, состоящий в том, что тождественные или сходные изобразительные средства речи располагаются в смежных частях текста, создавая единый расчлененный образ.

период– развернутое сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, разделенных паузой; первая часть, объединяющая ряд структурно подобных конструкций (придаточных предложений), характеризуется восходящей интонацией, вторая – нисходящей.

символ– многозначный образ, основанный на параллелизме предметного ряда и глубинного смысла, которые, как два полюса такого образа, немыслимы один без другого и вместе с тем разведены и порождают между собой эмоционально и семантически воспринимаемое напряжение.

сравнение– образное словесное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов, понятий, признаков, действий, в результате которого усиливается путем подчеркивания определенных свойств и сторон художественное восприятие первого из предметов.

СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА – разновидности литературного языка, которые обслуживают какую-либо сторону общественной жизни (обыденное общение, официально-деловые отношения, агитационно-массовую деятельность, науку, словесно-художественное творчество): разговорный стиль; официально-деловой стиль; научный стиль; публицистический стиль; художественный стиль.

сюжет– развитие действия, ход событий в повествовательных, драматических и иногда в лирических произведениях.

ТЕКСТ – произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (повторений одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т. п.).

Речевые формы текста:

- диалог– одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы;

- монолог– одна из форм речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращен к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).

Смысловые типы текстов:

- описание– смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля;

- рассуждение– смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие. Рассуждение всегда строится по следующему плану: тезис – аргументы, доказывающие его, – вывод. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля;

- повествование– смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

троп – употребление слов и выражений в образно-переносном смысле.

фигура (стилистическая ) – оборот речи, используемый вцелях усиления художественной выразительности, эмоциональности литературного произведения.

эллипсис– пропуск подразумеваемого слова, используемый для усиления эмоциональной насыщенности высказывания и придающий ему лаконизм.

эпитет – образное поэтическое определение часто метафорического характера.

эпифора– повторение в конце отрезка речи одного и того же слова или выражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: