Понятие государственной власти
Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые специальные органы принуждения.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т. е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.
|
|
Легитимность – авторитет, влияющий на готовность субъектов подчиняться.
Право должно быть легитимным, как и политическая власть.
Классификация типов легитимности власти по Веберу:
1. Традиционный – основан на традициях.
2. Харизматический – основан на вере в иррациональное.
3. Рациональный легальный – основан на понимании.
Козлихин: можно также говорить о таких типах легитимности как религиозный, революционный, идеологический, националистический, демократический.
Основой традиционной легитимации является
þ обычаи
þ традиции
þ религия
Харизматическая - Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства
Рациональная - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий
Словарь Ожегова: Легальный –признанный, допускаемый законом.
Легитимность – признаваемый законом, соответствующий закону. (стр. 321).
Легитимная гос. Власть – законная.
Следовательно, легальная гос. Власть не только законна, но и признанная населением.
Отдельные авторы считают наоборот. (Корельский, Перевалов).
Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голь), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.
|
|
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти, под которой понимается присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение. Социальная власть существует в любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это может быть род, племя, семья, общественная организация, партия, государство, общество и т.п. Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В юридической литературе существуют различные точки зрения на соотношение понятий «государственная» и «политическая» власть. Одни авторы считают, что государственная власть более узкая категория чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.д. Другие авторы полагают, что понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется как при его прямом, так и косвенном участии.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти | |
распространяется на все общество | |
носит публично-политический характер | |
опирается на государственное принуждение | |
осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.) | |
система налогов | |
деление населения по территориальному признаку |
Государственная власть конкретного государства, какие бы разграничения функций в ее рамках не осуществлялись, всегда остается единой и целостной. Иначе государство просто не сможет выполнять свои задачи по обслуживанию интересов общества. Единство государственной власти основывается на том, что источником и носителем государственной власти является народ как политическая общность, имеющий общие интересы и волю[2].
Основные свойства государственной власти | |
каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу | |
государственная власть в обществе обладает свойством верховенства | |
всеобщность и универсальность государственной власти | |
иерархическое построение государственной власти |
Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция Российской Федерации также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Единство государственной власти выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Методы осуществления государственной власти | ||||
убеждение | принуждение | |||
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.
|
|
Государственное принуждени е - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц осударства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Разновидности государственной власти определяются по: | |
способам господства социальных сил в обществе | |
территориальным масштабам деятельности | |
полномочиям органов |
В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через:
- тоталитарную власть;
- авторитарную власть;
- демократическую власть.
Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная.
Одним их основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви - законодательную, исполнительную, судебную, - является принцип разделения властей. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.
Наибольшее развитие теория разделения властей получила в ХVII веке в трудах англичанина Дж. Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.