Закон: понятие, признаки, виды

Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра­жающий государственную волю по ключевым вопросам регу­лирования общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

— все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

— они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;

— законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издав­шего.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

В РФ принято четыре вида законов:

1. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)

2. Федеральный конституционный закон.(14+5) (О гос флаге, гербе, гимне, судебной системе, КСРФ, военных судах, правительстве и пр. 5-об объединении субъектов.

3. Федеральный закон.(более 4500 законов)

4. Закон субъекта РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки, виды.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законо­дательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обес­печения исполнения законов.

Понятие и характеристика системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

В философском плане система права – содержание.

Система законодательства - форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективи­рованная форма.

Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законо­дателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

Система законодательства воплощена в законодательстве, иных норматив­но-правовых актах;

Система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: