Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
— все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
— они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
— законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
В РФ принято четыре вида законов:
1. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)
2. Федеральный конституционный закон.(14+5) (О гос флаге, гербе, гимне, судебной системе, КСРФ, военных судах, правительстве и пр. 5-об объединении субъектов.
|
|
3. Федеральный закон.(более 4500 законов)
4. Закон субъекта РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки, виды.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечения исполнения законов.
Понятие и характеристика системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
В философском плане система права – содержание.
Система законодательства - форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма.
Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:
Система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;
Система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.
|
|
В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).
Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.