Раздел 2. Общие правила диагностики и разрешения социальных конфликтов

ТЕМА 3. Природа социального конфликта, его структурные элементы. Источники и причины конфликта

Диагностика конфликта как исследовательская технология. Обязательный минимум диагностических операций и его пополнение с учетом типа диагностируемого конфликта. Общие правила диагностики конфликтов.

Выявление полного состава участников конфликта и их ролей в конфликте: конфликтеров, инициаторов, провокаторов и организаторов конфликта, ядра конфликта, партий конфликтеров, "болота", жертв и посредников конфликта. Определение предмета конфликта и позиций конфликтеров; мотивировок конфликтеров и степени их совпадения; коренных интересов конфликтеров и меры их расхождения; целей, преследуемых конфликтерам в данном конфликте; моделей соответствия этих целей интересам участников конфликта.

Анализ динамики конфликта, его движущих сил. Выяснение этапа развитости конфликта, его предыдущих фаз, прогнозирование будущих стадий и возможности вхождения конфликта в порочный круг. Оценка значимости действий конфликтеров на актуальном этапе конфликта для социальной системы, элементами которой они являются. Установление формулы конфликта. Выявление повода или предлога, положившего начало инциденту конфликта. Установление показателей длительности, перманентности и остроты конфликта.

Определение системы причин конфликта: объективных и субъективных, реальных и мнимых, первичных и порожденных предыдущими фазами конфликтных взаимодействий, устранимых и неустранимых. Выяснение факторов, ослабляющих и усиливающих психофон конфликта. Исчисление цены конфликта и затрат на его преодоление. Выбор соответствующей показаниям диагностики конфликта модели его решения. Точность диагностики конфликта как условие его оптимального решения. Определение методик реализации выбранной модели. Формулирование рекомендаций.

Специфика диагностики внутриличностных, межличностных, личностно-групповых, семейных, внутри- и межорганизационных, политических, экономических, экологических, межконфессиональных, межнациональных, межгосударственных и глобальных конфликтов. Отличия объемов и качества информации, необходимой для полной диагностики конфликтов разных типов.

ТЕМА 4. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов

Понятие "модель решения конфликта". Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагностики.

"Силовая" модель, условия ее применения, возможности и ограничения. Обязательность легитимности и / или харизматичности посредника при использовании "силовой" модели. Компромисс как модель решения конфликта. Критика идеи безграничных возможностей компромисса. Интегративная модель, ее универсальность, эффективность и сложность. Конфликтология как наука о "третьем варианте поведения конфликтеров". Причины редкого применения интегративной модели в российской действительности.

Взаимосвязь моделей решения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтеров и посредников конфликта.

Критерии решенности конфликта: консенсус, отсутствие победителей и побежденных, конструктивный социальный эффект. Парадигма разрешимости социальных конфликтов и невозможности окончательных решений. Определение основных понятий – регулирование, разрешение, управление, предотвращение социальных конфликтов. Институализация и легитимизация конфликтов. Условия легитимности вмешательства в конфликт. Структуирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования конфликтов. Способы завершения конфликта. Медиация (посредничество), типы медиаторов, их роли в принятии решения. Этапы процесса медиации. Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами. Деятельность руководителя по урегулированию организационных конфликтов.

Социальный кризис: сущность, формы проявления, актуальность в современной России, типичные причины, методы изучения, профилактики и решения. Принципы и методики регулирования конфликтов. Роль социальных служб в разрешении конфликтов: опыт, проблемы, перспективы.

ТЕМА 5. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

Понятие профилактики и прогнозирования конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Методы психокоррекции конфликтного поведения оппонентов. Управленческое решение как условие предупреждения конфликтов. Основные способы оценки управленческих решений в конфликте.

Сущность конфликтологического посредничества. Необходимость и специфика посреднической деятельности в конфликтах. Типы посредничества: легитимное и противоправное, государственное и общественное, официальное и неофициальное, формальное и реальное, научное и ненаучное. Формы посредничества в конфликте: консультационная, арбитражная, "челночная" и медиаторная. Разновидности этих форм: разовое, абонементное и постоянное конфликтологическое консультирование. Конфликтологический консалтинг, способы его организации. Требования к знаниям, умениям и этике конфликтологов-консультантов. Исследовательский аспект консультативного посредничества. Принципы конфиденциальности, научной объективности и равного отношения конфликтолога к сторонам конфликта, рекомендательный характер консультаций. Платное и бесплатное консультирование конфликтеров: зарубежный и российский опыт.

Арбитражное посредничество: содержание и формы. Арбитры межличностных, семейных, личностно-групповых, внутриорганизационных, политических, экономических, социально-групповых, этнонациональных, межконфессиональных, правовых и международных конфликтов. Общие требования к арбитрам конфликтов, методам и принципам их работы. Особенности судебного арбитрирования.

Общая характеристика медиаторного посредничества. Специфика конфликтологических переговоров, критерии их эффективности. Медиатор переговоров, его функции и требования к нему. Причины малой применимости переговорно-медиаторского способа решения конфликтов в современной России. Технология решения конфликта путем переговоров. Подготовка к переговорам. Задачи и методика первой беседы медиатора с первым клиентом. Цели и методика первой беседы с другим конфликтером. Анализ итогов бесед. Определение круга проблем, подлежащих обсуждению на переговорах, их фрагментация и дифференциация по важности и сложности решения. Последовательность обсуждения проблем на переговорах. Пространственно-временные рамки переговоров. Правила и процедуры ведения переговоров. "Стоп-техника", "Да-техника" и другие приемы достижения консенсуса. Обязательность оценки итогов переговоров и желательность их документирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: