Межличностный конфликт как частный случай взаимодействия между людьми в процессе их объединения и совместной деятельности. Специфика и причины межличностных конфликтов. Причинные факторы межличностных конфликтов (В. Линкольн): информационные, поведенческие, факторы действий; ценностные, структурные.
Классификация межличностных конфликтов: по сферам существования; по эффекту и функциональным последствиям; по критерию реальности и истинности.
Стратегии поведения в конфликтах (стратегия партнерства и стратегия напористости). Основные стили поведения в конфликтных ситуациях (по К.У. Томасу и Р. Килману): избегание («уход», «уклонение»); уступка («приспособление»), противоборство («соперничество», «конкуренция»), компромисс, сотрудничество. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
Управление межличностными конфликтами. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. Преодоление конфликтов посредством улучшения общения. Типы «конфликтных личностей» и принципы общения с ними.
|
|
Практическое занятие № 4 – 2 ч.
Тема: Межличностные конфликты.
Цель: формирование представлений о специфике межличностных конфликтов, навыков диагностики и решения ситуаций конфликтного взаимодействия.
Теоретические вопросы
1. Специфика и причины межличностных конфликтов.
2. Типология межличностных конфликтов.
3. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов: подходы, технологии, методы.
Содержание занятия
1. Групповая дискуссия по вопросу о факторах, влияющих на протекание межличностных конфликтов и на поведение участников.
2. Самодиагностика стиля поведения в конфликтной ситуации с помощью опросника К. Томаса с последующим обсуждением.
3. Обсуждение основных подходов к управлению межличностными конфликтами.
4. Решение проблемных ситуаций конфликтного межличностного взаимодействия с последующим анализом различных технологий разрешения конфликтов.
Список литературы
1, 2, 6, 9, 20, 26
Тема 6. Групповые конфликты.