Смыслы, коды и универсалии культуры

Артефакты (предметы культуры) имеют не только объективную, но и субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Она появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Смысл любого предмета — в его предназначении, роли, функциях: смысл станка — в том, что он нужен для производства, автомобиля — в его использовании как средства передвижения и т.п. Но помимо этого, названные вещи могут иметь и иной смысл: главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «Роллс-ройса» может быть престижность этой марки.

Смысл – это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Смысл всегда ситуативен, он определяется множеством факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать египетскую пирамиду, исследовать ее строение, проводить физико-химические анализы и т. д., но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если ее рассматривать просто как физическое тело. Ее смысл существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является, И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду.

Смыслы имеют несколько уровней:

1) «здравый смысл» - это смысл, уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый; он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом;

2) непроявленное содержание, связывающее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры; между этими крайними уровнями располагаются те горизонтали смысла, которые и нуждаются в коде.

Если все феномены культуры рассмотреть как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков — кодов культуры.

Одной из попыток интерпретировать культуру как некое единство основополагающих кодов являются работы Мишеля Фуко (1926-1984).

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). Без кодирования невозможны построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. Во всех этих словоупотреблениях не требуется обращения к смыслу кодированных сообщений. При этом под кодом понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Необходимость в культурном коде возникает только тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов — это мир отдельных единиц, рассчитываемых в битах информации, а мир смысла — те значащие формы, которые организуют связь человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. В языках культуры код — то, что позволяет понять преобразование значения в смысл.

Код — модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов. Знание кода иной культуры, эпохи позволяет проникнуть в нее и осмыслить. Культурный код эпохи — система символических смыслообразующих знаков, концептуально емко выражающая основные характеристики культурной эпохи, наиболее ярких черт эпохи (средневековый храм, Возрождение — идея универсальности человека, Богочеловек).

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

- самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

- открытостью к изменениям;

- универсальностью.

Культурные универсалии (универсалии от лат. universalis – общий) — понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Универсалии культуры – это основы понимания мира и места человека в нем, формирующиеся у каждого человека в процессе социализации и задающих систему координат, исходя из которых человек воспринимает явления действительности*. Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое – как универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость – как универсалии субъектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях.

Выводы

1. Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы. С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др.

2. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения; идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Выделяют нормы: институциональные, конвенциональные, статистические.

3. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, допустимое и запретное, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое и т.д. Виды ценностей: витальные, экономические, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические ценности.

4. Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающей его. Вся совокупность знаковых средств может быть представлена следующими типами: знаки-обозначения, знаки-модели, символы. Символ — знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

5. Предметы культуры наполняются смыслом благодаря духовной творческой активности человека; они приобретают субъективную определенность. Культурный код – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

6. Символ, смысл и культурный код – культурологические понятия, интерпретация которых зависит от уровня понимания, мировоззренческих представлений, культурных ситуаций, окружения. Каждая культура обладает сложными символическими системами и системами кодирования.

Вопросы для повторения

1. Исходя из форм сознания, мировоззренческих установок какие картины мира можно выделить?

2. Какую роль выполняет культурная картина мира для человека?

3. Из чего складывается картина мира?

4. Какие виды норм и ценностей вы знаете?

5. Какова функция культурных кодов?

6. Что оказывает влияние на формирование смысла?

7. Приведите примеры культурных универсалий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: