double arrow

В отдельных секторах сферы услуг

Развитие туризма и рост занятости. Туризм как форма организации специфической общественной жизнедеятельности. Предпосылки становления и развития массового туризма как расширяющейся сферы занятости. Объяснение этого явления в рамках теории трансенции. Факторы, способствующие развитию туризма и росту занятости. Прямой и косвенный эффект занятости, вызванный развитием туризма. Специфика занятости и оплаты труда в сфере туристских услуг. Направление преодоления негативных последствий в сезонной занятости. Компьютерное обслуживание. Роль малых и мелких предприятий в обеспечении занятости.

Социально-экономическая роль рекламы. Два противоположных взгляда на рекламу. Становление отрасли рекламных услуг. Воздействие рекламы на занятость населения. Рекламные агентства как источник рабочих мест. Структура персонала в современных рекламных агентствах. Особенности труда в отрасли рекламных услуг. Подходы к установлению заработной платы в сфере рекламных услуг. Специфические черты рекламного работника. Роль психологического фактора в обеспечении занятости и сохранении кадров в рекламном агентстве.

Особенности товара рынка здравоохранения и их влияние на состояние рынка труда сферы медицинских услуг. Модели рынка труда в сфере здравоохранения. Труд — решающий фактор производства в сфере медицинских услуг. Специфика системы взаимоотношений в сфере медицинских услуг и ее влияние на занятость медицинского персонала. Роль врача в формировании спроса на медицинские услуги. Гипотеза агентских отношений. Специфическая услуга, связанная с риском принятия решений по поддержанию здоровья пациента. Непосредственный контакт пациента с медицинским работником, как фактор лечебного воздействия. Необходимость правового обеспечения деятельности медицинских кадров. Изменение структуры медицинских кадров и разделения труда под влиянием изменения стоимости медицинских услуг. Изменения в заработной плате в сфере медицинских услуг.

Объем занятости в секторе туристских услуг и профессиональные навыки занятых зависят как от характера услуг, так и от общеэкономических и специфических факторов, влияющих на спрос на туристские услуги.

Путешествиями человечество занимается на протяжении всей своей истории. Еще первобытные люди совершали специфические «путешествия», однако организация таких «путешествий» не являлась специальной деятельностью, вызванной разделением труда. Во времена античности путешествия осуществлялись с вполне прагматичной целью: торговля, завоевание новых земель, паломничество. Но встречался и своеобразный культурный туризм: так римляне специально посещали Египет, чтобы увидеть пирамиды.

Развитие античного туризма отражалось на занятости населения, поскольку появлялись виды деятельности, ориентированные на путешественников. Например, в Римской империи было организовано гостиничное хозяйство, имевшее определенную классификацию: мансионас — «пристанище» для патрициев и стабулярии — для плебеев.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей была собрана обширная информация о жизни населения разных стран и районов мира. У многих людей появилась потребность увидеть новые земли, познакомиться с жизнью и обычаями их народов, что послужило одной из причин для возникновения особой формы путешествий — туризма. Возрастающая подвижность населения сопровождалась строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха и лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей, что, естественно, отражалось на состоянии и видах занятости.

В конце XVIII в. людей, путешествовавших с разными целями, посещавших другие страны, стали называть туристами (от франц. tour — прогулка, поездка). Термином «туризм» в конце XIX в. стала обозначаться новая форма организации специфической общественной деятельности, связанная с путешествиями, совершаемыми в результате свободного выбора.

Понятие «туризм» охватывает не только путешествия и отдых, но и одну из отраслей экономики. Туризм — это также туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристских организаторов и посредников. Кроме них к туристической деятельности относят и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании (железнодорожные, авиационные и пр.).

В феноменальное явление экономического и социально-культурного плана туризм превратился в ХХ в., особенно в 50—60-е годы, когда произошло становление массового туризма и стала интенсивно формироваться индустрия гостеприимства. Если за послевоенные годы население планеты удвоилось, то численность туристов увеличилась в 19 раз.

Виды туризма стали весьма разнообразными. Так, наряду с традиционным экскурсионным туризмом или путешествиями, предпринимаемыми для отдыха и лечения, стал развиваться деловой туризм — поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Деловой туризм год от года приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес; для проведения деловых переговоров, поиска дополнительных каналов снабжения и сбыта, обследования ситуации, сложившейся на том или ином рынке, и т.д. Обращение к турфирмам во всех подобных случаях позволяет организовать маршрут с наименьшими издержками. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и пр.

Выделяется и такой вид туризма, как обучение за рубежом.

Кратковременное или семестровое обучение чаще всего выходит за рамки туризма и составляет особую отрасль услуг, смежных с туризмом. Более того, в иммиграционных законах ряда стран туризм не совместим с целями обучения и это особо указывается в визах: «без права работы и учебы». Тем не менее туристские фирмы оказывают услуги по подготовке абитуриентов к сдаче международных тестов и экзаменов, тестов на минимально необходимое знание иностранного языка для прохождения обучения, адаптации на начальном периоде обучения, сопровождению и организации проживания в семьях, а также опекунству школьников и студентов на период обучения. Организация обучения школьников и молодежи в престижных учебных заведениях — весьма важная услуга. Многие родители желают организовать обучение детей во всемирно известных центрах. При успешном прохождении обучения это позволит в дальнейшем получить выгодную, чаще всего высокооплачиваемую и престижную работу у себя на родине или за рубежом.

Ни одна страна в настоящее время не существует без туризма, хотя в разных странах он играет неодинаковую роль, являясь либо доминирующим фактором общественного развития, либо выполняя активную или незначительную роль. Туризм представляет собой одну из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, входящих в число ведущих отраслей мирового хозяйственного комплекса. На долю туризма в 1996 г. приходилось около 10% мирового валового национального дохода. В конце 90-х годов XX в. доход от обслуживания путешественников-туристов и экскурсантов занимал второе-третье место после автомобильного и нефтяного бизнеса1. В ряде стран, таких, как Египет, Швейцария, Австрия, доходы от туризма стали основным источником бюджета. По поступлениям от международного туризма согласно данным ВТО в 1998 г. лидировали США, Италия и Франция; Россия по этому показателю занимала 16-е место2. На долю России приходилось, по разным источникам, всего лишь от 1 до 1,5% мирового туристского потока. Не случайно доля туризма в ВВП России составляет менее 1%.

1 Актуальные вопросы теории и практики туризма: труды. Вып. 2. СПб., 1997. С. 7, 35.

2 Капустина Е. Ударим туризмом по безденежью // Экономика. Право. Менеджмент. 1999. № 39. С. 4.

К 2010 г. число туристов в мире увеличится вдвое3, что будет способствовать росту количества рабочих мест в индустрии гостеприимства. В конце ХХ в. с индустрией гостеприимства была непосредственно связана занятость 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве)4. Поскольку туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики и характеризуется многообразными связями между туристским сектором и другими секторами экономики, точно оценить численность работников, занятых в сфере туризма, сложно. Как правило, даются укрупненные оценки, соответствующие уровню и характеру социально-экономического развития стран. В развивающихся странах в сфере туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики. Во многих небольших странах воздействие туризма на занятость является определяющим, поскольку более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года5. В крупных индустриально развитых странах в туристской отрасли в конце ХХ в. работало только 5% трудоспособного населения6.

3 Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 85.

4 Сенин В.С. Организация международного туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 1999.

5 Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика. С. 85.

6 Там же. С. 86.

Однако в ряде развитых стран туризм играет позитивную роль в снижении безработицы. Так, постоянный спрос на рабочую силу в сфере обслуживания туристов в Австрии в значительной мере решает проблему текущей безработицы.

Туризм — заметная отрасль экономики, связанная с обслуживанием все более разнообразных социально-культурных потребностей населения и вносящая заметный позитивный вклад в решение проблемы занятости. Туризм в настоящее время представляет собой индустрию гостеприимства, охватывающую разные организации: гостиницы, мотели, гостевые дома, рестораны, кафе, магазины туристских товаров, парки отдыха, клубы и другие организации сферы туризма и отдыха, предоставляющие социальные и персональные услуги. В рамках мирового хозяйства по числу рабочих мест туризм прочно находится на первом месте. По некоторым данным, в 90-е годы ХХ в. ежедневно более 20 млн человек были заняты в туристских организациях, ежегодно в сфере туризма создавалось около 3 млн новых рабочих мест1. Кроме того, существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями стран.

1 Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: учебное пособие / Рос. междунар. акад. туризма. М.: Советский спорт, 2000. С. 5.

Туризм развивается вследствие формирования совокупности технических, экономических и социально-культурных факторов. В частности, превращение туризма в индустрию гостеприимства обусловлено развитием новых средств передвижения (таких, как автомобили, реактивные самолеты; в перспективе — космические корабли), эволюцией систем общественного питания, появлением новых форм шоу-бизнеса.

Предпосылки становления и развития массового туризма как расширяющейся сферы занятости определяются общими условиями развития сферы услуг, а также специфическими социально-экономическими явлениями, связанными с поведением людей в условиях индустриального и постиндустриального общества. Кратко охарактеризуем эти предпосылки.

Постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Это связано с НТП, социальной борьбой и растущим благосостоянием общества. Так, введение гарантированных (сначала неоплачиваемых, а потом и оплачиваемых) отпусков привело к расширению спроса на туристские услуги. Весьма заметное уменьшение рабочего времени и увеличение свободного а также рост доходов у большинства наемных работников развитых стран происходили после Второй мировой войны, поэтому именно во второй половине XX в. происходило становление массового туризма.

Рост материального благосостояния общества и изменение его ценностных ориентиров. В развитых странах рост общественного благосостояния сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов населения. Одновременно растет доля расходов на туризм и проведение свободного времени. Если взять все затраты на жизнеобеспечение в настоящее время, то на первом месте находятся затраты на питание, на втором — затраты на жилье, на третьем — затраты на туризм. По замечанию немецкого ученого Г. Бляйне, индустриальные страны после 1948 г. пережили сначала волну «поесть», потом «одеться», автомобильные и квартирные волны, а сейчас переживают туристскую волну.

Для жителей богатых стран путешествие в другие страны (с низкой стоимостью проживания) является экономически выгодным мероприятием. Например, английский пенсионер может сдать коттедж в аренду и переехать на временное проживание в Португалию или Испанию, арендной платы хватает на жизнь в этих странах.

Характерной чертой общественного развития индустриально развитых стран является трансформация общества производительности и благосостояния в общество свободного времени. Если старшее поколение было убеждено, что высшее наслаждение приносит работа, то нынешнее поколение придерживается другого мнения: жизнь воспринимается как развлечение, а работа служит всего лишь средством для его получения. Путешествие рассматривается как потакание своим желаниям, оно совершается ради спортивных зрелищ, покупок, новых развлечений и пр.

Глобализация социальных и экономических отношений. Мир становится космополитичным, формируется общемировой стиль жизни, который воздействует на поездки и туризм. Люди стремятся получить знания друг о друге и новые впечатления.

Интересное объяснение туризма как феноменального явления можно дать в рамках теории трансенции (быстротечности). Известный футуролог А. Тоффлер отмечает: «Трансенция — это новая темпоральность в повседневной жизни. Ее результатом является настроение и чувство непостоянства».

Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 36.

Скорость перемен в обществе настолько повышается, что экономика стабильности замещается экономикой быстротечности, одним из последствий данного замещения выступает разрушение значения места в человеческой жизни. Склонность к путешествиям можно рассматривать в качестве этапа формирования нового образа жизни, соответствующего современным реалиям постиндустриального общества.

В рамках отмеченных предпосылок существует ряд факторов, способствующих развитию туризма и влияющих на состояние занятости.

Особенности спроса на туристские услуги. Туризм в середине XX в. трансформировался из предмета роскоши в необходимый элемент массовых потребительских благ. Например, раньше американцы смотрели на путешествие как на роскошь. Сейчас расходы на турпоездки рассматриваются как инвестиции, которые повышают образовательный уровень. Расходы на отдых для среднедоходной семьи выступают важной составной частью бюджета. Поэтому экономические кризисы затрагивают спрос на туристские услуги в меньшей степени, чем другие отрасли, что позитивно отражается на сохранении занятости в индустрии гостеприимства.

Эластичность спроса в связи с многообразием форм туризма. В силу этого фактора в период экономических кризисов обеспечивается возможность перелива спроса от дорогостоящих форм туризма к более дешевым. Тем самым ограничиваются возможности развития циклической безработицы в сфере туристских услуг.

Состояние спроса различных сегментов пользователей туристических услуг. В 80-е годы XX в. выявились новые целевые группы потребителей, началось освоение нетрадиционных сегментов рынка туристских услуг. Общий рост материального благосостояния, увеличение продолжительности жизни, снижение пенсионного возраста, а также изменение психологического отношения к старению привели к интенсивному развитию туризма среди лиц старших возрастных групп (в первую очередь 50-летних и старше). Выделился и стал развиваться и такой сектор потребителей туристических услуг, как несемейные молодые люди (до 35 лет). Все более заметным становится социальный, экологический и деловой туризм. Свои потоки порождает туризм с научными и религиозными целями.

Количество сегментов, постоянно расширяясь и видоизменяясь, отражается не только на численности занятых в индустрии гостеприимства, но и на их навыках.

В США фирма «Кролл-О'Хара» предоставляет путешественникам, попавшим в Боготу или Кито, бронетранспортер, за рулем которого находится специально подготовленный служащий, знакомый не только с методами ведения слежки, но и со способами ухода от погони. Но если клиента все-таки похитили, то фирма предоставляет услуги своего «кризисного штаба», вступающего в переговоры с похитителями.

Стоимость туристских услуг. Интенсивность туризма зависит прежде всего от уровня доходов и образования потенциальных потребителей услуг. Но в последние два десятилетия наблюдается активизация туристского спроса среди населения с невысокими уровнями доходов и образования. Появилось немало фирм, специализирующихся на образовательном туризме, который становится доступным все большему кругу лиц. Интенсивно развивается такая туристская услуга, как таймшер. Данной услугой пользуются небогатые граждане, желающие иметь гарантированную возможность отдохнуть на курорте вне зависимости от экономического состояния на момент отпуска.

Действие отмеченных факторов приводит к расширению потребности в туристских услугах, росту обменного потенциала индустрии гостеприимства, что позитивно отражается на объемах занятости, поскольку многие виды деятельности в сфере туристских услуг по-прежнему трудоемки.

Именно число имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест служит одним из важнейших экономических показателей вклада той или иной отрасли экономики в народное хозяйство. С этой точки зрения туризм представляет особый интерес. Например, в туризме США в середине 90-х годов XX в. непосредственно было занято более 4,7 млн человек и 2,2 млн — опосредованно1. Туризм в США занимает второе место по занятости среди всех отраслей. Состояние рынка труда в Европе вызвало повышенный интерес к обеспечению занятости населения именно через развитие индустрии гостеприимства. Во Франции туризм представляет собой один из главных генераторов появления новых рабочих мест. По данным ВТО, комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию девяти новых рабочих мест, стоимость которых в несколько раз ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

1 Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / пер. с англ. Е.Б. Цыганова. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 320.

Выделяют прямой и косвенный эффект занятости, вызванный развитием туризма.

Прямой эффект занятости связан прежде всего с непосредственным обслуживанием туристов.

Косвенный эффект занятости проявляется в сфере торговли, банковских, страховых и других услуг, сопутствующих непосредственному обслуживанию туристов.

Как показал опыт Швейцарии и Германии, косвенный эффект занятости оценивается в 1,4 рабочих места, косвенно зависящих от туризма, на одного занятого непосредственно в туризме. Рабочие места в туристских средствах размещения вызывают мультипликативный эффект занятости. По расчетам швейцарского профессора Х.П. Шмидхаузера, каждые 1000 мест в туристских средствах размещения создают в среднем 459 рабочих мест в сфере обслуживания (2/3 из них — в гостиничном хозяйстве, 1/3 — в других сферах обслуживания). На каждые 100 рабочих мест в гостиничном хозяйстве приходится около 50 рабочих мест в таких областях, как услуги торговли,— 11 мест, банковские и страховые услуги — 2 и пр.2

2 Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1998. С. 40—41.

Кроме прочего, косвенный эффект занятости от развития туризма возникает в связи с тем, что на рынке сферы туризма работают предприятия различных отраслей хозяйства, выпускающих товары для отдыха, а также товары спортивно-массового и культурного назначения. С развитием туриндустрии всегда происходит оживление в таких секторах экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, машиностроение, производство товаров народного потребления.

Необходимость развития сектора туристских услуг способствует повышению уровня образования, что корреспондирует с развитием сферы образовательных услуг. Туризм требует совершенствования системы медицинского обслуживания, тем более что развивается оздоровительный туризм, а это также отражается на косвенной занятости. Кроме того, внедрение новых средств распространения информации влияет и на состояние занятости населения. Поэтому, как уже отмечалось, во многих странах именно за счет туризма создаются новые рабочие места.

О прямом и косвенном эффектах занятости, вызванных развитием индустрии туризма свидетельствует классификация туристской индустрии, предложенная немецким специалистом В. Фрейером (табл. 14.1).

Таблица 14.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: