II. Особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и основные представители средневековой науки

  1. Философия, как и наука, выступали «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждались.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишённое свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями.

Задачи научного исследования в Средние века направлялись на достижение благодати и спасения.

  1. Средневековье знало семь свободных искусств – триумвиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый учёный был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.
  1. В XII-XIII вв. были известны тексты арабоязычных учёных, посвящённые естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения – компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка – пришли с Востока.
  1. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом – цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.
  1. Средневековые учёные, как правило, выходцы из арабских университетов, своё знание называли натуральной магией, понимая под ней надёжное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой.
  1. Патристика – учение отцов церкви – выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определённой конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Классик средневековой патристики Тертуллиан обнажал пропасть между реальностью веры и истинами умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. Его кредо – «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.

Представитель ранней патристики Ориген обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира в его христологическом учении связывался с глубиной падения духов, с их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.

  1. Схоластика, оформившаяся в IX-XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придаётся логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учёности связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя каждый, кто занимается преподавательской деятельностью: Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно.

Ансельм Кентерберийский считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты.

Абеляр стремится к чёткому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.

  1. Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий – «универсалий». Соответствует ли им объективная реальность или универсалии – лишь слова и имена? Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме.

В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть лишь единичные вещи – индивидуальности.

Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая – с естественным разумом.

  1. Арабский философ, учёный и врач Ибн Рушд (Аверроэс) – автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме.
  2. Знаменитый учёный Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты.
  3. Для Роджера Бэкона существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчёркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р.Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р.Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств; внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».
  4. В учении Фомы Аквинского есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
  5. Интересны представления о процессе познания, развиваемые английским философом и логиком Оккамом. Он был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опорой на разум.

Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», означает, что каждый термин обозначает лишь определённый предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией – устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизм. Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: