Современная научная картина мира

Третий этап в развитии научной картины мира - ее функционирование на современной стадии эволюции науки, характеризуется резким усилением междисциплинарного синтеза знаний, повышением удельного веса междисциплинарных исследований. Этот этап связан с уменьшением уровня автономности специальных научных картин мира и восстановлением общенаучной картины мира как единого системного образа Универсума. Но в отличие от додисциплинарного этапа эта картина формируется не на основе унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам отдельной науки, а на единстве в многообразии различных дисциплинарных онтологий. Фундаментальной основой и стратегией развития общенаучной картины мира выступают принципы глобального эволюционизма, объединяющие принцип эволюции и принцип системности. Они характеризуют взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и связывают основные уровни организации мира единой цепью эволюционных преобразований. Переход современной науки к исследованию исторически развивающихся "человекоразмерных" объектов продемонстрировал ограниченность дисциплинарных онтологий. Для освоения новых объектов, носящих комплексный характер, необходимы междисциплинарные исследования, соответствующей основой которых выступает общенаучная картина мира. Она формирует предварительное видение объекта, участвуя в постановке проблем и определяя исходную стратегию исследования. Современный этап развития научного знания характеризуется возрастанием роли междисциплинарных исследований, что затрагивает не только когнитивные, но институциональные аспекты современной науки. Последняя все отчетливее предстает как аналог крупного производства, а приоритетность научных проблем начинает определяться не только внутринаучными факторами, но и социальными целями. Социальные цели и ценности, меняющие облик науки как социального института и внутринаучные, когнитивные факторы, начинают действовать в одном направлении - они актуализируют междисциплинарные связи. А это, в свою очередь, усиливает роль общенаучной картины мира, обеспечивающей целостное видение сложных развивающихся систем.

Общекультурный смысл современной научной картины мира определен ее включенностью в решение проблем глобального характера и выбора жизненных стратегий человечества. Научная картина мира воплощает в себе идеалы "открытой рациональности". Она активно участвует в поисках мировоззренческих ориентиров, определяющих стратегии современного цивилизационного развития, выявляя соразмерность новых ценностей и приоритетов, формирующихся в науке техногенной культуры, философско-мировоззренческим идеям, развитым в различных, иногда даже противоположных, культурных традициях (мировоззренческим идеям традиционных культур Востока и идеям философии русского космизма). Современная научная картина мира, основанная на принципах глобального эволюционизма, органично включается в процессы формирования планетарного мышления, диалога культур, становясь основой кросскультурного взаимодействия Запада и Востока.

Современная наука во многом носит прогностический характер (от нее требуется моделирование, прогноз, а не просто обобщение данных). В то же время, в силу сложности исследуемых объектов и стремительного развития технологий наука отказывается от гарантий и от идеи единого, магистрального пути развития.

Используемая литература: 1. В.С.СТЕПИН, Л.Ф.КУЗНЕЦОВА. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КУЛЬТУРЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Москва, 1994 (Монография большая, хорошая и очень доскональная. Для интереса можно с ней ознакомиться. Для ответа к экзамену были использованы Выводы в конце монографии – там все то же самое, но значительно компактнее). Книга есть в электронном доступе: http://biosophia.narod.ru/nau4naya_kartina_mira.txt 2. ст. Научная картина мира. (Материал из Википедии). См. определение научной картины мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: