B) Позитивистская концепция

Лозунги: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон).

Установка на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»), традиционно понимавшейся в качестве некоей всеобщей теории бытия и познания. Сформулирована и обоснована концепция впервые в ЗО-х годах XIX в. в работах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Т. Милля. Надо дать науке большую свободу, онтологическую и методологическую автономию не только по отношению к религии, но и к философии.

«История науки показала: можно получать блестящие результаты – эмпирические и теоретические – в своей области, не зная глубоко философию, однако большинство создателей современных концепций естествознания (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Борн, Вернадский, Винер. Пригожий и др.) сознательно использовали когнитивные ресурсы философии и при выдвижении, и при обосновании новых исследовательских программ, демонстрируя необходимость и эффективность обращения естествоиспытателей к профессиональным философским знаниям [в общем, если мы с вами выучим философию, то, может, тоже получим Нобелевскую премиюJ]».

А вся штука-то в том, что философия действует через умственные построения, а наука идет от опыта. Однако один и тот же опыт может иметь 2 теоретических объяснения (читай – обоснования за счет рациональных, умственных построений, не выводимых логически из опыта, а надстраиваемые над ним мышлением) – вспомним хотя бы волновую и корпускулярную теории света!

[волшебная обобщающая цитата]: «Вписывание с помощью философии (универсального теоретического языка культуры) той или иной научной концепции в наличную культуру в качестве ее органического элемента придает ей (этой концепции) статус онтологической подлинности, ибо культура и есть та главная и единственная тотальная реальность, в которой непосредственно живет человек».

Позитивистская концепция сегодня успехом не пользуется, однако постоянно воспроизводится в среде ученых, что связано со структурированностью самой научной деятельности, 97% которой занимают эмпирические и прикладные исследования и разработки, где успех напрямую никак не связан с профессиональным знанием философии. Однако «можно уверенно сказать, что без тех 3% ученых-теоретиков, которые, как показывает опыт развития науки, активно используют когнитив­ные ресурсы философии, находятся с ней в постоянном контакте, создают новые фундаментальные направления и программы научных исследований и тем самым задают определенный вектор развития науки, - прогресс в естествознании невозможен ни сегодня, ни в будущем»!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: