Раздел 1. Общественное разделение труда и экономическая интеграция

Вопросы:

1. Общественное производство и его основные стадии

Произво́дство — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Стадии: 1.Основной и определяющей стадией общественного производства выступает процесс производства, где начинается создание общественного продукта и его движение в общественной экономической системе.

2.Распределение ресурсов и продуктов в соответствии с определенными принципами и законами, существующими в обществе.

3.На стадии обмена происходит доставка каждому участнику общественного производства конкретных благ в соответствии с долей. определенной на стадии распределения, для осуществления общественного производства.

4.Завершающей стадией общественного производства и движения общественного продукта является потребление. Оно может быть двух видов: производственное и личное. Производственное потребление осуществляется непосредственно в процессе производства, когда предметы труда трансформируются в их противоположность - продукцию труда. В процессе личного потребления каждый индивид потребляет часть общественного продукта, необходимого для удовлетворения индивидуальных потребностей.

2. Общественное разделение труда

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Общественное разделение труда — это разделение труда прежде всего на труд производительный и управленческий.

3. Уровни и разделение труда

Уровне управления:

Технический уровень (down management), или операционные управляющие

Управленческий уровень(middle management)

Институциональный уровень(top management).

Вертикальное разделение труда:

· Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей и полномочий.

Горизонтальное разделение труда:

·Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.

·Наряду с этим существует географическое (территориальное) разделение труда, связанное со степенью распределения физических активов организации по различным регионам. В данной структуре коммуникации, координация и контроль усложняются.

4. Абсолютные и сравнительные производства специализации

Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара Х, если она производит его дешевле. Производить дешевле - значит производить с меньшими затратами ресурсов. Эта концепция объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых сильно различаются по природно-климатическим условиям. Например, о. Цейлон (Шри-Ланка) имеет абсолютное преимущество перед Великобританией в выращивании чая.

Однако при том, что производство зубных протезов в Германии сопряжено с меньшими затратами ресурсов, чем в Лихтенштейне, Германия импортирует их из этого государства. Мы будем говорить, что страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если альтернативнаястоимость его производства в этой стране меньше. Это означает, что при перемещении единицы ресурсов на производство данного товара, эта страна жертвует меньшим количеством других товаров, которые могли бы быть произведены из этой же единицы ресурсов, чем все остальные страны.

5. Экономическая интеграция и ее формы

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин).

4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.

5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

6. Крупное производство и малый бизнес

1) Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

2) Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее, «организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать, тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: