«Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование» (Л. Роббинс). Альтернативное использование — это и есть проблема выбора.
Предмет экономической теории.
Маркс. Предметом экономической теории является изучение системы производительных отношений, находящейся в постоянном развитии и движении (принцип историзма). В производственные отношения вступают люди при обмене, распределении и т.д. Классовый характер. Теория трех факторов: труд + капитал + земля. Суть: капитализм обречен на социализм.
Меркантелисты. Исследование богатства, источник богатства – внешняя торговля. Они вывозили товары для прилива золота в страну.
Физиократы. Они перенесли исследования из сферы производства в с/х, т.к. промышленное производство не достигло большого прогресса и в с/х есть прирост (зерно – колос).
Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо). А. Смит – полит экономия должна изучать условия производства и накопления. Д. Рикардо уделял внимание распределению.
Пол Самуэльсон. Изучает использование ограниченных ресурсов для производства полезных продуктов и их распределение. Если ресурсы ограничены, то производство ограничено, но потребности не ограничены. Это противоречие невозможно решить.
Современная экономическая литература (Макконел). Предмет рассматривается в 2-ух аспектах: 1) поведение человека в процессе производства, распределения и обмена продукта в мире редких ресурсов; 2) эффективное использование ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей, т.е.: - теория оптимального функционирования экономики, - теория экономической эффективности (с меньшими затратами производства к увеличению качества продукта и увеличению прибыли).
Политэкономия предполагает исследование соц-эк. систем в их развитии, их смену.
Экономикс исследует только рыночную систему хоз-ва.
Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория – это общая наука, которая изучает экономическое поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении в целях удовлетворения потребностей при условиях ограниченности ресурсов (рациональное экономическое поведение).
Минимизация затрат и максимизация выгоды — вот суть рационального экономического поведения
Соотношение «затраты»/«выгоды» есть показатель эффективности. Поэтому в центр исследования рыночного хозяйства ставится проблема эффективности: как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от произведенных затрат.
С точки зрения объекта исследования разделы экономической теории условно можно обозначить как микроэкономика, макроэкономика, мезаэкономика и метаэкономика. Микроэкономикой называется анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (например, промышленной фирмы, семейной фермы и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики. Мезаэкономика – функционирование подсистем национальной экономики (отрасли). Метаэкономика – поведение всей моровой системы хозяйства.
При изучении экономической теории следует выделять: 1) сферу исследования – экономическая жизнь в которой осуществляется хозяйственная деятельность; 2) объект исследования – экономические явления; 3) субъект исследования – человек, группа, государство и т.д.; 4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека». Основная задача экономической теории – дать не только описание экономических явлений, но и показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов, производственных отношений.
Наиболее характерными функциями экономической теории являются: познавательная функция; апологическая, т.е. защита каких-либо субъектов; методологическая функция (экономическая теория – теоретический фундамент для других экономических дисциплин); практическая функция, целью которой является формулировка экономических проблем и путей их решения как теоретической основы экономической политики.
Метод экономической теории.1) Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отражающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
В связи с построением моделей важно подчеркнуть роль функционального анализа в экономической теории. Функции — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Изучая функции, мы исследуем конкретные явления, которые они описывают (зависимость спроса от цены).
2) Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям.
Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явленийкак они есть (констатация факта): например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). Нормативный подход основан на исследовании того,как должно быть(плохо или хорошо).
3) Экономико-математическое моделирование позволяетопределить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.
4) Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов.
5) Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетая анализ и синтез мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.