Проблема выбора в экономической системе

1. Сущность проблемы выбора. Типология потребностей и ресурсов.

Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества.

Потребность – это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Абрахам Маслоу разработал пирамиду потребностей, которая отражает все виды потребностей и желаний человека.

Потребности низшего уровня
Потребности высшего уровня

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребность приобретает конкретную форму экономического интереса. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни из благ имеются в неограниченном количестве, другие – в ограниченном.

Ограниченные блага называют экономическими. Для получения экономических благ необходимы ресурсы. С их использованием для удовлетворения потребностей человека связаны все проблемы развития. Эти проблемы основываются на двух экономических утверждениях:

1. Человеческие потребности безграничны и разнообразны;

2. Ресурсы общества ограничены или редки.

Данное противоречие разрешается путем выбора.

Производство основывается на развитии и разработке ресурсов, которыми распологает экономическая система.

Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ.

· Труд – это умственная и физическая способность человека, необходимая для производства. Среди них особое значение имеет предпринимательские способности (любой вид человеческих ресурсов, заключающийся в способностях наиболее эффективно использовать все факторы производства).

· Капитал – здания, сооружения, передаточные устройства, станки, машины, полуфабрикаты, т.е. все то, что создано человеческим трудом.

· Земля – все виды природных ресурсов,т.е. непосредственно земля, вода, воздух, сырье, используемые для переработки.

Противоречие экономического развития, связанное с неограниченностью ресурсов и безграничными человеческими потребностями разрешаются путем выбора наиболее эффективного варианта использования ресурсов с учетом экономической эффективности.

2. Производственные возможности и ограниченность ресурсов. Модель кривой производственных возможностей (КПВ).

В силу редкости ресурсов экономика, функционирующая в условиях полной занятости факторов производства, может обеспечивать только ограниченный выпуск товаров и услуг. Эту ситуацию можно представить в виде КПВ.

КПВ – это графическое изображение производства благ, при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологий.

Условия построения КПВ:

1) Экономика функционирует в условиях полного объема производства и полного использования ресурсов;

2) Количество ресурсов фиксировано;

3) Технология неизменна;

4) В экономике производят только два продукта.

При рассмотрении КПВ необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. КПВ является границей, т.е. она иллюстрирует максимальный объем производства двух продуктов;

2. Точки вне КПВ не достижимы при данном количестве ресурсов и существующем уровне технологии;

3. Точки внутри КПВ показывают неэффективность использованных ресурсов;

4. Для того, чтобы увеличить производство товара Х экономика, функционирующая в условиях полной занятости факторов производства, должна жертвовать частью продукции Y. То количество продукции Y, от которого необходимо отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара Х, называют альтернативными (вмененными) издержками продукции Х.

Альтернативную стоимость товара характеризует стоимость товара, измеряемую с точки зрения упущенной возможности производства других товаров, требуещего того же количества времени и ресурсов.

5. КПВ иллюстрирует закон возрастания альтернативных издержек:

Если экономика находится на пределе своих производственных возможностей, то увеличение производства товара Х приводит к жертвованию возрастающим количеством товара Y. Это объясняется тем, что экономика ресурсов отличается производительностью в производстве двух товаров. По мере увеличения производства товара Х все менее приспособленные ресурсы переключаются с выпуска товара Y на изготовление товара Х, что ведет к росту альтернативных издержек.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта использования факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. Отражением этой проблемы является постановка ключевых вопросов экономики:

1) Что производить?

2) Как производить?

3) Для кого производить?


Экономика как наука. Экономическая теория: предмет, структура, функции.

I.Экономика как наука, хозяйство, отношения между людьми

Экономика представляет собой особый мир с присущими ему экономическими проблемами, законами и противоречиями. Слово "экономика" имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух слов:"ойкос"-хозяйство, "номос"-закон. Впервые термин экономика применил древнегр.философ Ксенофонт (4 в.до н.э.). В экономической литературе термин экономика в его изначальной трактовке характеризуют как искусство ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях термин экономика имеет несколько значений:

1) Экономика -это само хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. совокупность всех вещей, средств, предметов, используемых людьми для удовлетворения своих нужд.

2) Экономика -это наука как совокупность знаний о хозяйстве, хозяйствовании и связанной с ним деятельности людей, использующих ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

II.Предмет экономической теории

Основы экономической науки составляет ее предмет, описывает, что изучается в рамках данной науки.

Подходы к определению предмета экономической теории:

1.Экономическую науку рассматривают как предмет, который изучает создание и использование материальных благ.

2.Экономическая теория рассматривается как поиск эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных материальных потребностей людей.

Экономическая теория -это наука о том как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения для того, чтобы произвести разнообразные товары и услуги и распределить их сейчас или в будущем для потребления отдельных индивидов и групп общества.

III.Структура экономической теории

1. Общие основы экономической теории. Дается краткая характеристика понятий общества, экономика, материальное производство, обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства.

2. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экномические решения на уровне предприятия или фирмы (фирма владеет предприятиями).

3. Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики (ВВП и ВНП).

4. Мировая экономика рассматривает экономические отношения в мировом сообществе, изучает вопросы международной экономической интеграции(объединения), современные экономические структуры в международных отношениях, мировой рынок и механизм его функционирования.

5. Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики (региональная экономика, экономика агропромышленного комплекса).

Методы экономического анализа подразделяются на общенаучные и частные.

Общенаучные методы -это диалектика, материалистические принципы, согласно которым все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении. При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменяли друг друга.

Логический подход преполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирования, т.е.отвлечения от второстепенных свойств явления. В результате возникает научное представление о данном явлении,т.е. формируется логическое понятие или экономическая категория(цена,конкуренция, спрос предложения).

Частные методы научного познания:

1.Наблюдение и сбор фактов. Эту задачу называют описательной или эмпирической(опыт).

2.Обработка фактов может осуществляться посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции.

Под индукцией понимается выведение принципов из фактов, т.е. индукция идет от частного к общему. Под дедукцией понимается умозаключение от общих суждений к частным выводам. Синтез изучает явления в единстве составляющих его частей. Анализ -это мысленное расчленение категории на составные части.

3.Конструирование системы законов и категорий, их проверка.

4.Построение моделей и их формализация.

IV.Функции экономической теории:

1) Методологическая -заключается в том, что экономическая теория является фундаментом целого комплекса наук:

а)отраслевые науки;

б)функциональные науки(менеджмент,маркетинг);

в)межотраслевые науки(экономическая география и статистика);

г)историко-экономические науки;

2) Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность-проведение эксперимента здесь ограниченно и очень дорогостояще. Экономическая теория направлена на изучение экономических процессов и явлений, она изучает не части экономики, а экономику в целом.

3) практическая функция обеспечивает экономическую политику и управление производством на различных уровнях экономики.

I.Рыночный механизм, основы теории спроса и предложения

Рынок и его функции

Рынок -это совокупность сделок, купли и продажи товаров и услуг.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках товарно-рыночного хозяйства, которое состоит из двух относительно самостоятельных систем: товарного производства и рынка. Товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а)в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые регулярно становятся объектами рыночных сделок;

б)одновременно с изготовлением продукции создаются потенциальные доходы всех участников рыночного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

в)в силу общественного разделения труда, на котором основано товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена.

Функции рынка:

1)Рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства;

2)Рынок соединяет сферу производства и сферу потребления в общий процесс активного обмена продуктами и услугами;

3)Рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей.

Рыночная система -это общественная форма организации производства и в целом экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

II.Спрос и закономерности его изменения

Спрос -это то количество продукта, которое потребители желают и имеют возможность приобрести в данный момент времени по данной цене. Ключевым фактором, влияющим на спрос, является цена. (Р-цена, Q-величина спроса, количество)

Закон спроса:

При неизменности всех прочих параметров рост цены ведет к уменьшению величины спроса, и, наоборот,снижение цены ведет к росту величины спроса.

Обоснованием закона спроса является:

1.Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. с каждой последующей единицей товара, потребитель получает все меньшее удовлеторение, поэтому потребители будут приобретать товар(доп.единицы) только в случае понижения цены.

2. Эффект дохода. При более низкой цене человек может позволить себе приобрести больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров.

3. Эффект замещения. В случае повышения цены люди стремятся покупать более дешевые товары, отказываясь от потребления более дорогих товаров.

Исключение из закона спроса:

1) Товары Гиффена - эти товары занимают в бюджете потребителя основное место: в случае повышения цены на данный товар, потребители отказываются от других товаров и увеличивают потребление данного товара. Поэтому кривая спроса находится в прямой зависимости от цены.

2) Престижные товары. При снижении цены на престижные товары ниже определенного уровня, они переходят в разряд обычных товаров, и спрос на них сокращается.

Кроме цены на спрос влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой спроса вверх или вниз. Это смещение называют изменением в спросе.

Неценовые факторы:

1. Потребительские вкусы и предпочтения;

2. Количество покупателей на рынке;

3. Доход покупателя влияет на спрос неоднозначно. При увеличении дохода:

а)возрастает спрос на товары нормального и высшего качества;

б)сокращается спрос на товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары:

а)если товары взаимозаменяемые (субституты), то увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой товар;

б)если товары взаимодополняемые (комплементы), то увеличение цены на один товар приводит к снижению спроса на другой товар

5. Ожидания покупателей по поводу будущих цен, будущих доходов и в целом экономического положения в стране.

III.Предложения. Закон предложения

Предложения - это количество продукта, которое производители желают и в состоянии поставить на рынок в данный момент времени по данной цене. Ключевым фактором, влияющим на предложение, является цена.

Закон предложения - при неизменности всех прочих параметров существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения, т.е. рост цены ведет к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1. Цены на ресурсы. В случае их увеличения кривая предложения сдвигается влево;

2. Налоги и дотации. В случае введения налога кривая предложения сдвигается влево. При введении дотаций - вправо;

3. Внедрение новой технологии сдвигает кривую предложения вправо;

4. Ожидания продавцов по поводу будущих цен и будущих доходов;

5. Количество продавцов на рынке.

IV.Рыночное равновесие и равновесная цена

Рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей сопадают так, что при данной цене объем спроса и объем предложения равны. (Е - точка рыночного равновесия, РE - равновесная цена, QE - равновесная величина)

Условия равновесия: при РE QD=QS=QE.

В процессе рыночного обмена и покупатели, и продавцы получают выгоду, которая называется излишком покупателя и излишком продавца.

Кривая спроса отражает ту максимальную цену, по которой потребитель готов приобрести товар. Покупка товара идет по равновесной цене. Разница между той ценой, по которой потребитель готов был приобрести товар и равновесной ценой, называется излишком потребителя.

Кривая предложения отражает ту минимальную цену, по которой производитель готов продать товар. Реализация товара идет по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, по которой производитель готов был продать товар, называется излишком продавца.

В условиях совершенного рынка сумма излишков продавца и покупателя будет максимальна, поэтому рыночный обмен выгоден для обеих сторон.

V. Применение теории спроса и предложения

Теория спроса и предложения может быть применена при анализе последствий государствнного регулирования цен и при анализе результатов налогообложения. Государство, вмешиваясь в процесс ценообразования, может проводить два типа политики: установление "потолка" цены и установление "пола" цены.

"Потолок" цены - это установленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу, выше которой не может быть цены на рынке, как правило, она ниже равновесной цены. Следствием проведения такой политики является возникновение устойчивого дефицита товара, величина которого равна Q1-Q2. Для поддержания такой политики государство должно нести расходы, необходимые для ликвидации дефицита, т.е. стимулировать производство на уровне Q1. В противном случае цена поднимется до равновесного значения.

G -величина гос.расходов

G=(Рпрод.-Рмах)*Q1

Данный тип политики служит для защиты потребителей, создает превышение спроса над предложением и приводит к образованию черного рынка.

"Пол" цены - установленная на законных основаниях минимальная цена на товар или услугу, ниже которой не может быть цены на рынке, обычно она выше цены равновесия. Следствием такой политики будет возникновение избытка товара, величина которого равна Q1-Q2. Государство, чтобы поддержать данный тип политики, должно осуществлять расходы для того, чтобы выкупить данный избыток. В противном случае избыток товара приведет к падению цены до ее равновесного значения.

G=(Q1-Q2)*Рmin

Пусть государство вмешивается в рыночный механизм и обладает налогом продавца. Это приводит к сдвигу кривой предложения вверх на величину налога и к сокращению производства с QЕ до Q1. После уплаты налога кривая возвращается на свое место.

РЕ-цена до введения налога, Р1-цена после введения налога

В результате налогообложения излишек продавца и излишек покупателя сокращаются и государству достается величина равная Т - налоговые поступления в гос.бюджет.

Т=(P12)*Q1

Тпокуп.=(Р1Е)*Q1

Тпр.=(РЕ2)*Q1

SАВС - величина избыточного налогового времени, которое характеризует ту величину налога, которая была недополучена в результате сокращения производства с QЕ до Q1.

SАВС=1/2*(P1-P2)*(QЕ-Q1)

Потери покупателя=1/2 (Q1+QЕ)*(P1-PЕ)

Потери продавца=1/2 (Q1+QЕ)*(PЕ-P2)

VI.Эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса - это мера реакции спроса к изменению определяющих его факторов. Степень эластичности или неэластичности характеризует коэф.эластичности, который всегда имеет отрицательное значение, поэтому знак не учитывается.

Различают 3 показателя эластичности:

Ценовая эластичностьспроса характеризует степень чувствительности потребителей к изменению цены товара. Определяется как процентное изменение величины спроса к процентному изменению цены на данный товар.

1)Если эластичность спроса более единицы, то спрос эластичный. При изменении цены спрос растет на большую величину и общая выручка возрастает. TR=P*Q

2)Эластичность спроса меньше единицы это неэластичный спрос, т.е. при снижении цены на 1 % спрос растет на меньшую величину, поэтому общая выручка падает.

3)Эластичность спроса по цене равна единице - это единичная эластичность, т.е. цена и величина спроса изменились на одинаковый процент, поэтому общая выручка не изменилась.

4)Еp=0 - это абсолютно неэластичный спрос, т.е. изменение цены не вызывает изменение величины спроса

5 )Эластичность спроса по цене стремится к бесконечности, т.е. бесконечно малое изменение цены приводит к бесконечному расширению величины спроса.

Различают точечную и дуговую эластичность спроса.

Точечная эластичность определяется в том случае, когда задется функция спроса и координаты точки на кривой спроса.

Дуговая эластичность спроса - это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором ее отрезке.

2. Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность величины спроса к изменению дохода.

, где I – доход.

Если эластичность спроса по доходу больше 1, то это товары нормального и высшего качества. Если эластичность спроса по доходу меньше 0, то это товары низшего качества.

3. Перекрестная эластичность характеризует чувствительность величины спроса на один товар относительно изменения цены на другой товар.

Если эластичность спроса больше 0, то товары А и В – это товары-субституты, т.е. взаимозаменяемые товары. Если эластичность спроса меньше 0, то товары А и В – это товары-комплементы, т.е. взаимодополняемые товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: