Финансовая стабилизация необходима для того, чтобы создать в стране устойчивую финансовую систему (ликвидировать дефицит госбюджета, добиться умеренных темпов инфляции, сделать национальную валюту твердым платежным средством).
Мероприятия, которые может использовать правительство для финансирования госбюджета:
1) Увеличение налогов (в условиях экономического спада резерв исчерпан)
2) Максимально сократить налоги
3) Продажа национальных ценностей
4) Внутренние займы
5) Зарубежные займы
6) Эмиссия
Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»).
Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие гос. контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и з/п (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедляться.
|
|
Вместе с тем следует уточнить, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).
Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или резкое сокращение дефицита гос. бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.
Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой:
· резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев;
· сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство;
· падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения;
|
|
· растет безработица.
Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:
· отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса;
· поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения;
· проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных слоев.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
· создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
· антимонопольное регулирование;
· проведение политики макроэкономической стабилизации;
· воздействие на размещение ресурсов;
· деятельность в сфере распределения доходов;
· деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Макроэкономическая стабилизация. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.