П с и х о а н а л и з

Наряду с бихевиоризмом и в то же самое время психологию сознания подорвал психоанализ.

Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 г.г.). Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако его опыт показал, что физиологический подход для объяснения невротических явлений явно недостаточен. Господствующая в то время психология сознания была бессильна. И Фрейд разработал свою собственную оригинальную систему анализа душевной жизни.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным.

Существование бессознательного признавалось рядом авторов и до З,Фрейда. Однако динамика влияния бессознательного на сознание, его механизмы впервые были исследованы Фрейдом. Фрейд связывал бессознательную сферу психики человека с лошадью, а сознание - со всадником. И по его мнению всадник далеко не всегда правит лошадью. Более того, чаще бывает, что лошадь совсем не слушается всадника. Это происходит, по мнению Фрейда, потому, что бессознательное составляет наиболее крупный и глубинный слой человеческой психики.

З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента: «Оно(Ид)», «Я(Эго)» и «Сверх-Я(Супер-Эго)».

« Оно» - это сфера подсознательного или бессознательного;

«Я» - то сфера сознания;

«Сферх Я» - это внутренний надзиратель, сфера запретов.

Подсознание «Оно» - представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с удовлетворением биологических потребностей. На первое место Фрейд ставил сексуальные влечения. Энергия сексуальных влечений получила название либидо. На второе место по значимости Фрейд ставил инстинкты смерти – танатос, эти инстинкты лежат в основе всех проявлений агрессии, жестокости, самоубийств и убийств. Так как удовлетворение инстинктивных потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются в сферу бессознательного, образуя огромный резервуар психической энергии.

Сознание«Я» - компонент личности, управляющий её контактом с внешним миром. Сферой сознания «Я» управляет принцип реальности. Рациональное «Я»делает человека расчётливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей.

«Сверх Я» - это пересаженные в голову индивида нормы и заповеди, запреты, стереотипы поведения и т.д.

В динамическом плане все эти три элемента структуры личности характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда: «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «СверхЯ», что создаёт для человека напряжение. А это значит, что если бессознательные инстинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбежно произведут эффект в другом. Всё, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства и т.д.) является по Фрейду: «символизацией вытесненных в подполье бессознательных потребностей».

Сновидения, фантазии, оговорки и т.д., с точки зрения Фрейда – своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован.

На этом основывается метод психоанализа. Задача психоаналитика – помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т.е. были вытеснены), перенести их в сознание, чтобы прожить заново. Это приводит по Фрейду к избавлению от душевной травмы.

Открытие З.Фрейдом сложной структуры психики, переосмысление места сознания в жизнедеятельности человека изменили предмет психологии. Предметом психологии в психоанализе стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Сознание перестало рассматриваться, как замкнутое в себе пространство, а как часть психики человека, находящейся в зависимости от бессознательного.

Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического движения в психологии. Наиболее яркими представителями этого направления были: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни и Эрих Фромм.

Карл Густав Юнг (1875-1961 г.г.), швейцарский психолог. Признавая вслед за Фрейдом существование индивидуального бессознательного и его огромной роли в мотивации на поведение человека, высказал предположение о существовании глубокого слоя в психике человека – коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий душевный опыт, который по своей основе представляет собой скрытые следы памяти прошлого человечества, а так же дочеловеческого, животного состояния.

По словам Юнга: «в коллективном бессознательном содержится всё наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается у индивидов благодаря наследственности и одинаково для всех людей. В психике человека коллективное бессознательное состоит из мощных психических первичных образов – архетипов. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определённые мысли и чувства. Он считал, что архетипические образы часто отражаются в сновидениях, и на основе анализа сновидений была основана его психотерапевтическая практика.

Другим нововведением Юнга является трактовка либидо. Фрейд, о чём было сказано выше, трактовал либидо, как сексуальную энергию. Юнг рассматривал его, как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся различными путями (например в религии – в виде реализации духовного опыта, в политике – в стремлении к власти).

Большим вкладом Юнга в психологию являются описанные им две жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, а так же четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Альфред Адлер (1870-1937 г.г.), австрийско-американский психолог.

Значительным вкладом в развитие психологии является учение Адлера о комплексе неполноценности.

Согласно учения Адлера, чувство неполноценности сначала формируется, как ощущение неполноценности и берёт своё начало в детстве, поскольку ребёнок переживает очень длительный период зависимости от родителей.

Само по себе чувство неполноценности не является патологией. Оно присуще каждому человеку и является источником устремлений человека к саморазвитию (индивидуализации).

Адлер считал, что главной мотивационной силой в жизни человека является стремление к превосходству. Это стремление является врождённым и это чувство надо воспитывать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал.

Адлер считал, что людьми движут цели, выбранные ими самими, которые, по их ощущению принесут им счастье и успех. Для того, чтобы понять поведение человека, необходимо разгадать его бессознательный жизненный план, конечную цель его устремлений, ради которой он старается преодолеть напряжения жизни.

Адлер дал своей психологии название «индивидуальная психология».

Однако в силу различных жизненных обстоятельств (дефекты телесных органов, чрезмерной опеки или отверженности родителями, социальной ущемлённости) это ощущение неполноценности у некоторых людей может быть чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности.

Адлер считал, что жизненные цели могут быть невротически преувеличены, если чувство неполноценности слишком велико. У невротика обычно существует огромная пропасть между реально достижимыми целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и уважении уделяется больше внимания, чем целям приводящим к реальным достижениям, раскрывающим творческую силу личности. Невроз изолирует личность, уводит её от социальной деятельности.

В своей работе по неврозам, опубликованной в 1913 году, Адлер говорит о том, что терапевт должен понять невротическую личность и помочь человеку изменить мировоззрение в правильном направлении, тем самым дать пациенту возможность стать активным членом общества.

Большое значение в своей теории, Адлер придаёт социальному интересу.

Эрик Эриксон (1902 – 1904 г.г.), принимает фрейдовскую структуру личности, но во 1-х: придал значительно большее значение сознанию «Я». Он считал, что люди чаще осознанно принимают решения и сознательно решают жизненные проблемы. Во 2-х: подчёркивал исторические, социально-культурные условия, в которых функционирует «Я». В 3-х: сформулировал стадиальную концепцию развития личности. По мнению Эриксона личность развивается ступенчато, каждая стадия сопровождается кризисом.

Карен Хорни (1885 – 1952 г.г.), унаследовала у Фрейда одну из основополагающих его идей: значение детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Хорни была не согласна с Фрейдом в том, что сексуальная анатомия ребёнка диктует направленность дальнейшего развития личности. Согласно её убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения в семье, и прежде всего между ребёнком и его родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Главной в развитии индивида она считала потребность в безопасности. В случае, если отношения между родителями и ребёнком не создали у ребёнка чувства безопасности, у него развивается базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Чтобы справиться с этим чувством, ребёнок вынужден прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий. Эти стратегии формируют три типа направленности поведения: ориентация на людей - уступчивый тип; ориентация от людей – обособленный тип; ориентация против людей – враждебный тип. При стойком доминировании в поведении индивида одного из эти векторов складываются три типа невротической личности:

1.)Услужливая, ищущая одобрения любой ценой;

2.)Отчуждённая, пытающаяся отстраниться от людей, не дать вовлечь себя в близкие отношения;

3.)Агрессивная, жаждущая доминирования и эксплуатации других.

С точки зрения Хорни, эти три стратегии применяет каждый из нас. Более того они находятся в состоянии конфликта, как у здоровой так и у невротической личности. Однако здоровая личность, в отличие от невротика, способна гибко и адекватно выбирать ту или иную стратегию в соответствии со сложившейся ситуацией.

Эрих Фромм (1900-1980 г.г.), в наибольшей степени старается проанализировать влияние на личность социальных и культурных факторов. С точки зрения Фромма личность является продуктом динамического взаимодействия между врождёнными потребностями и давлением социальных норм.

Фромм считал, что в современном западном обществе невиданная свобода от жёстких социальных, политических, религиозных и экономических ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. В этих обстоятельствах определённой частью людей движет желание «бегства от свободы».

Фромм выдвинул пять основных экзестенциальных потребностей:

1.)потребность в установлении связей - о ком то заботится, нести ответственность за кого-то;

2.)потребность в преодолении – своей животной пассивной природы;

3.) потребность в корнях – основах, ощущать себя частью мира;

4.) потребность в идентичности – тождестве с самим собой, благодаря которой человек чувствует свою непохожесть на других;

5.)потребность в системе взглядов и преданности – убеждений, помогающих ориентироваться в мире, воспринимать и постигать реальность, а так же посвящать себя чему-то или кому-то, в чём заключался бы для них смысл жизни.

Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые представляет людям определённое общество, формируют у них структуру личности или, выражаясь словами Фромма «основные ориентации характера».

Фромм выделяет пять типов характера, которые делит на две группы: продуктивные и непродуктивные.

Продуктивный характер представляет собой цель развития человечества, в его основе лежат разум, любовь к труду. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий общественно полезные дела.

Непродуктивный характер – это пассивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: