Структура товаров – это соотношение отдельных видов товаров в общем объеме их выпуска. Неравномерное выполнение плана по выпуску отдельных товаров приводит к отклонениям от плановой структуры, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Увеличение выпуска по одним видам товаров и сокращение по другим приводит к изменению структуры, т.е. меняется соотношение отдельных товаров в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированные соотношения отдельных видов товаров.
Изменение структуры товаров оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем производства в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность и др.
Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре (Таблица 2).
Таблица 2 – Анализ структуры товаров
| Изделие | Выпуск товаров, шт. | Выполнение плана, % | Структура выпуска товаров, % | ||
| план | факт | план | факт | ||
| А | |||||
| Б | |||||
| В | |||||
| Г | |||||
| Д | |||||
| Е | |||||
| Итого: |
В исследуемой организации уменьшение выпуска товаров произошло за счет несоблюдения плановой структуры: удельный вес изделия А уменьшился по сравнению планом на _____% (____% - ____%) и по товару Е – на ____% (____% - _____%).
Далее исследуется влияние структурных сдвигов на экономические показатели с помощью метода факторного анализа. Исходные данные для расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Исходные данные для анализа структурных сдвигов
| Вид товара | Оптовая цена за единицу товара в плановых ценах, руб. | Выпуск товаров, шт. | Структура выпуска, % | Изменение структуры, % | Темп роста выпуска | Объем производства товаров, тыс.руб. | |||
| план | факт | план | факт | план | факт | ||||
| А | |||||||||
| Б | |||||||||
| В | |||||||||
| Г | |||||||||
| Д | |||||||||
| Е | |||||||||
| Итого: | - | - |
Используя данные таблицы 3 определим влияние изменения удельного веса каждого изделия на объем выпуска товаров в плановом и текущем периодах (таблица 4).
Влияние структурных сдвигов на объем выпуска товаров определяется как разность между условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):
|
|
|
где ∆Vстр – изменения объема производства товаров за счет изменения структуры; Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.; Уiпл, Уiф – удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно; Рiпл– цена i-ого вида товара в плановом периоде,
Таблица 4 - Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем производства методом прямого счета по всем изделиям
| Вид товара | Оптовая цена за единицу товара в плановых ценах, руб. Рiпл | Выпуск товаров, шт. | Удельный вес товара в общем выпуске | Плановый объем производства товаров, тыс.руб. | Условный объем производства товаров при фактическом выпуске, тыс.руб. | Изменение объема производства, тыс.руб. | |||
| план | факт | План Уiпл | Факт Уiф | и плановой структуре | и фактической структуре | ||||
| 5* | 6* | 7** | 8*** | 9**** | 10 = 9 - 8 | ||||
| А | |||||||||
| Б | |||||||||
| В | |||||||||
| Г | |||||||||
| Д | |||||||||
| Е | |||||||||
| Итого: | Qф |
*Колонки 5 и 6 заполняются данными из таблицы 3 «Структура выпуска», только значения переводятся из процентов в коэффициенты
** Колонка 7 заполняется данными из таблицы 3 колонки 9
*** Колонка 8 заполняется путем перемножения значений колонки 2, итого колонки 4 и значений колонки 5
****Колонка 9 заполняется путем перемножения значений колонки 2, итого колонки 4 и значений колонки 6
Вывод: Из таблицы 4 следует, что разница между условным фактическим объемом производства при фактическом итоговом выпуске по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре существенна, и это вызвано отличием структуры выпуска товаров в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызывает изменение фактического условного объема производства товаров на _______ тыс.руб.
Проведенный анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.






