Природа сознания

Человек благодаря своему сознанию осваивает далекие просторы Вселенной. Созданные его разумом приборы исследуют ее до расстояний в несколько миллиардов парсек. При этом одним из самых удивительных парадоксов, перед которым человек оказывается явно беспомощным, является возникновение человеческого сознания. Главная трудность в понимании сознания - почти сверхъестественная сложность самого этого феномена. В самом деле, говоря о сознании, подразумевают столь обширный набор свойств и качеств человека (и даже животного), что он с трудом вместился бы на странице текста. Сложность феномена сознания дает почву для многих наук, каждая из которых изучает ту или иную его сторону: физиология человека, психофизиология, нейрофизиология, биопсихология, зоопсихология, психотерапия, социальная психология и т.д. Координацию и взаимодействие этих наук обеспечивает философия благодаря своим возможностям универсальных обобщений и предельно глубокого анализа.

Многие философы, признавая эту многогранность и многосложность сознания, требуют признания единственной, определяющей его стороны как сущности. Однако такой традиционно присущий марксистской философии монизм в этом вопросе нам представляется малопродуктивным. Есть, по крайней мере несколько сторон сознания, которые можно назвать сущностными в одинаковой степени, но в различных отношениях. Сознание, безусловно. имеет свою сущностную сторону в духовной жизни человека интеллект, хотя мы и не намереваемся сейчас дать строгое и однозначное определение этому важному человеческому качеству. Есть эмоциональная составляющая человеческого сознания чувственная доминанта, которой является, по-видимому, способность человека любить - высшее проявление чувственности. В сфере творчества, например художественного, эта сущностная сторона сознания выражается чувством прекрасного. Ни одно из качеств сознания не может быть сведено (редуцировано) к другому как более существенному. А.Г. Спиркин, известный философ и специалист в области проблем сознания, противоречит самому себе, когда настаивает на одном, философско-психологическом определении сознания с выделением единственной его сущности. Разумеется, у каждой науки, - пишет Спиркин, должен быть какой-то свой особый ракурс во взгляде на сознание, подчеркивание в нем особой грани. Однако сущность сознания или специфического феномена духовной жизни человека одна. И общее философско-психологическое определение сознания должно быть единым. Противоречие налицо уже в том, что философское определение не может и не должно слипаться воедино с психологическим, так же, как, например, физическое, химическое или биологическое понимание материи не сливается с философским. Для нейрофизиолога в феномене сознания существенно то, что оно возникает как продукт, результат деятельности клеток головного мозга. Для искусствоведа в нем (сознании человека) существен тот духовный процесс, который приводит к образованию художественного образа, и т.д. Для философа в сознании существенны его отношение к миру в целом, идеальная сторона и ее отличие от материальной. Социолога будет интересовать, прежде всего, влияние социальных факторов на мыслительные и психологические аспекты человеческой деятельности. Едва ли можно говорить, таким образом, о какой-то единой сущности сознания. Во-первых, нельзя ограничить сферу действия сознания только философско-психологической сферой. Равные права на него имеют, как было отмечено, и другие науки. Следует лишь более четко разграничить эти сферы, определить специфику подходов и особые цели исследований. Во-вторых, отделив философский подход от других, включая психологический, важно иметь в виду, что философский анализ сам по себе предполагает, по крайней мере, два уровня исследования: а) онтологический и б) гносеологический. Применительно к бытию и природе сознания этот подход означает философское обобщение результатов частно-научных исследований и включает именно те характеристики сознания, которые приводит Спиркин, называя их философско-психологическими. Однако философский анализ проблемы требует и гносеологического уровня, на котором выявляется определенная степень независимости сознания от материальных процессов, составляющих его физиологическую, нейродинамическую основу. Сознанию действительно присуще одно, главное качество среди прочих, которое определяет специфику философского подхода, идеальный характер сознания. В чем же философский смысл понятия идеальное и его отличие от понятия материальное. Характеризуя материю, мы вслед за классиками марксистской философии определяли ее как все то, что не зависит от сознания. Соответственно сознание определялось как сущность вторичная, возникающая на определенном этапе развития материи, являющееся продуктом деятельности мозга или высокоорганизованной материи, отражением предметов и явлений действительности в формах ощущений, восприятий, понятий и других образов в мозгу человека. Понятие идеального связывается, прежде всего, с предметным содержанием тех процессов, которые продуцируют понятия, идеи, образы окружающих человеком предметов и явлений. В этом смысле говорят о сознании как субъективном образе реальности. Сознание это отнюдь не особая, пусть даже сверхтонкая форма материи. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно несет на себе печать личности, отражает не только сам объект, но и своеобразие жизненного опыта, интересов, установки и социальной позиции личности. Эти факторы субъективности не относятся непосредственно к разряду материальных, а скорее к сферам личностного и социального. Сознание особый феномен, содержание которого не может быть сведено ни к психическому, ни к нейрофизиологическому, ни к информации, ни к сугубо познавательному. Сознание человека в самом широком смысле слова это и есть его душа.

Приложения

А

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: