ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
МОРОЗОВ М. А. Д.Э.Н., ПРОФЕССОР, ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА РЕСТОРАННО-
ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И УСЛУГ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (РГТЭУ)
Сфера туризма является одним из приоритетов социально-
экономического развития России. В ближайшие годы предстоит
ликвидировать разрыв между сегодняшним положением дел и большими
потенциальными возможностями, решив много серьезных проблем. Решить
эти проблемы невозможно без повышения качества и изменения структуры
подготовки кадров для туристско-гостиничной индустрии России.
Современные проблемы российского турбизнеса проявляются:
• в низком уровне въездного туризма (сложился значительный
дисбаланс в пользу выездного туризма; Россию в целом посещает в 3 раза
меньше иностранных туристов, чем один только Париж; сфера туризма
ежегодно недополучает порядка 20 млрд. долл. США от иностранных
туристов)
• в недостаточном развитии внутреннего туризма (стоимость
|
|
реализованных населению России туристских путевок в зарубежные страны
более чем в 5 раз превышает стоимость туров по стране)
• в недостаточном вовлечении в туристскую деятельность
значительных природных, культурных и других туристских ресурсов страны.
По самым скромным оценкам, объемы туристского рынка могут быть
увеличены в 5 и более раз – главным образом за счет развития внутреннего и
въездного туризма.
Среди проблем, сдерживающих развитие туризма России, можно
выделить:
Группа «Инфраструктурно-административные»
• Недостаток инвестиций, в том числе иностранных, необходимых
для реконструкции туристской инфраструктуры
• Недостаточная поддержка развития туризма на государственном
уровне
• Недостаток современных гостиниц и других средств размещения
туристов
Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг.
• Проблемы обеспечения безопасности туристов
2-я группа «Кадровые»
• Низкий уровень сервиса
• Утеря национальных традиций гостеприимства
• Недостаток инноваций и бизнес-идей
• Низкая производительность труда и неэффективный менеджмент
В настоящее время Российский туризм переходит на новую стадию
развития, для которого характерны иные приоритеты в выделении проблем и
способов их решения:
• Этап 1 - 1991-2011: Формирование индустрии туризма,
функционирующей на коммерческих принципах. Характерная черта -
активное развитие выездного туризма. Накапливается потенциал для
возрождения въездного и внутреннего туризма
|
|
Этап 2 – 2011-2021: Формирование основ современной, «новой»
индустрии туризма, предполагающей баланс внутреннего, въездного и
выездного туризма. Определяющая черта – модернизация внутреннего
туризма, выработка путей реализации имеющихся возможностей
Проблемы индустрии туризма начинают постепенно решаться. Туризм
в последние годы стал рассматриваться как одно из приоритетных
направлений социально-экономического развития страны, определена
стратегия развития национального туризма, разработаны конкретные
направления улучшения положения дел в туризме, выделяются значительные
средства на развитие туризма и туристской инфраструктуры. Достаточно
упомянуть документы:
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года»;
• «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период
до 2015 года»
• ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации (2011 - 2018 годы)»
события:
• Зимние олимпийские игры 2014 г. (г. Сочи)
• Чемпионат мира по футболу 2018 г.