Примеры из поэзии

Рассмотрим различия между двумя способами существования – обладания и бытия – на примере двух близких по содержанию стихотворений… Одно из них – хокку[1] японского поэта XVII в. Басё (1644-1694); другое принадлежит Теннисону – английскому поэту XIX в. Оба поэта описывают сходные переживания – свои впечатления при виде цветка, замеченного ими во время прогулки. В стихотворении Теннисона говорится:

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,

здесь на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек,

И в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Трехстишие Басё звучит так:

Внимательно вглядись:

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Удивительно насколько разные ощущения вызывает у Теннисона и Басё случайно увиденный ими цветок. Первое желание Теннисона – обладать цветком. Он вырывает его с корнем. И хотя стихотворение содержит глубокомысленными рассуждениями о том, что цветок мог бы помочь поэту проникнуть в суть природы Бога и человека, сам цветок, становясь жертвой проявленного к нему интереса, обрекается на смерть. Представленный в этом стихотворении Теннисон, пожалуй сравним с типичным западным ученым, который в поисках истины умертвляет все живое.

Отношение Басё к цветку совсем иное. У поэта не возникает желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка – лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок…

Чтобы постичь природу и людей, Теннисону, как представляется, нужно обладать цветком, и в результате этого обладания цветок погибает. Басё же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым – и оставить его жить.

Отношение Теннисона к цветку является выражением принципа обладания, хотя в данном случае не чем-то материальным, а знанием. Отношение Басё… к цветку выражает принцип бытия. Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и чувствует себя в единении со всем миром…

Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между Востоком и Западом, а относится к типам общества: одно ориентировано на человека, другое – на вещи. Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью.… И дело вовсе не в том, что … западный человек не может постичь до конца философские системы Востока, например дзэн-буддизма, а в том, что современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: