Поверхностный слой – часть детали, непосредственно контактирующая с окружающей средой или контртелом и подверженная воздействию технологических методов обработки. При идеальной структуре металла каждый атом, находящийся внутри, во всех направлениях подвергается воздействию окружающих его атомов и находится в состоянии устойчивого равновесия.
Атомы, расположенные на поверхности, имеют связи только с соседними и нижележащими атомами, находятся в состоянии неустойчивого равновесия и обладают запасом свободной энергии. Толщина данного активного слоя составляет 1-2 ряда атомов толщиной порядка м. Поверхностная энергия разделяется на кинетическую (за счёт изменения режимов колебания атомов) и потенциальную (за счёт искажения норм строения решётки).
Из-за повышенной активности поверхность твёрдого тела притягивает из окружающей среды жиры, пары и газы. Процесс притягивания элементов без образования химических соединениий называется адсорбцией. Если притянутые элементы вступают в химиическую реакцию с атомами на поверхности металла – это абсорбция.
|
|
Адсорбция снижает поверхостное натяжение и энергию поверхностных атомов, что облегчает развитие деформации поверхностного слоя.
В общем случае структура поверхностного слоя деталей машин выглядит следующим образом: газы, пары, жиры или соли, оксиды, деформированная часть металла, основной металл.
В случае абсорбции в стальных деталях в направлении от поверхности в тело детали располагаются следующие оксиды: Fe2O3, Fe3O4, FeO. Результаты эксплуатации и изучения ДМ показывают, что их разрушение начинается в поверхностном слое, поэтому основной задачей технологии является создание поверхностного слоя с определёнными физико-механическими свойствами и микрогеометрией, затрудняющими развитие разрушений, а так же выбор технологических методов обеспечивающих создание поверхностного слоя с данными свойствами.
Кач-во пов-го слоя ДМ оценивается следующими основными группами показателей:
1) Шероховатость
2) Физико-химическое состояние
3) Напряжённое состояние пов-го слоя