Интеллектуальная коммуникация

Согласно Дж. Маккарти, «информация – предмет потребления столь же неосязаемый, как и энергия, однако едва ли не самый распространенный во всех сферах человеческой деятельности». Здесь и далее имеется в виду социальная, семантическая информация, которая циркулирует в человеческом обществе, считается высшим видом информации и (в отличие от биологической) характеризуется смыслом, ценностью и другими свойствами.

Из множества определений понятия информации наиболее приемлемыми в данном контексте нам представляются следующие:

Информация – это «осмысленное сообщение, выраженное в языковой форме в логически последовательном непротиворечивом виде»;

«Информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования».

Наряду с концепцией, рассматривающей информацию как сырье, ресурс или товар, существует принимаемая нами концепция, в соответствии с которой информация – основное содержание интеллектуальной коммуникации. При этом интеллектуальная коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы.

Как известно, информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знание и информация по сути своей неразрывны, хотя между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью его передачи другим людям, т.е. с возможностью коммуникации. Поэтому информация нередко рассматривается как знание, отчужденное от его индивидуального носителя и обобществленное в системе коммуникации.

Одной из важнейших функций социальной информации является ее коммуникативная функция, заключающаяся в том, что благодаря информационным процессам происходит общение, связь между людьми и их коллективами.

Наиболее известная модель системы связи включает пять составных частей:

1. источник информации, или создающее сообщение;

2. передатчик, преобразующий (кодирующий) сообщения в сигналы, пригодные для передачи по каналу связи;

3. сам канал связи, т.е. среда, соединяющая приемник и передатчик;

4. приемник, воспринимающий сигналы и восстанавливающий (декодирующий) принятое сообщение;

5. адресат, получатель информации.

Широкое распространение имеет другая схема системы связи, в которой число основных «участников, задействованных» в процессе интеллектуальной коммуникации, сокращается до четырех:

1) коммуникант;

2) высказывание;

3) средство связи;

4) реципиент.

В этом случае коммуникантом может быть отдельное лицо (которое говорит, пишет, рисует, жестикулирует) или конкретная организация связи (например, телестудия), высказывание отражает содержание и форму сообщаемого, средство связи передает сигналы от коммуниканта к реципиенту, а реципиентом является отдельное лицо (которое соответственно слушает, читает, смотрит) или группа лиц (зрителей / слушателей).

Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письменной, прежде всего, различают «межличностную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно-временного фактора выделяются следующие подвиды:

1) прямая и непрямая коммуникация,

2) двусторонняя и односторонняя коммуникация,

3) личная и общественная коммуникация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: