Данная субсидия предназначается экспортно-ориентированным предприятиям, которые готовятся к выходу на рынок СНГ или мировой рынок

Они могут компенсировать:

- 50% затрат на уплату процентов по кредиту российской кредитной организации (до 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату предоставления кредита - рубли, до 6 процентов годовых - иностранная валюта);

- 50% затрат на выполнение обязательных требований законодательства странны - импортера;

- 2/3 затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях страны-импортера;

- 50% затрат на оплату услуг по разработке средств индивидуализации товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

· Субсидии на продвижение продукции

Для облегчения затрат при выводе на рынок продукции или услуг, малые и средние предприятия могут рассчитывать на компенсацию затрат в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых как в стране, так и за рубежом. К возмещению принимаются только прямые затраты по участию в выставках, ярмарках, конгрессах. Размер субсидии - до 250.000 руб., но не более 2/3 затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях или 50 % от общего объема средств, необходимых для реализации проекта участия в мероприятиях.

· Субсидии по договорам поручительства

Малые и средние предприятия при оформлении кредита могут прибегнуть к поручительству московского Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства. Выдача поручительства - платная услуга, но возможна компенсация до 90% затрат на выплату вознаграждения по договору поручительства.

· Субсидии по договорам лизинга

Если для расширения или модернизации производства компания использовала финансовую аренду (лизинг), то можно возвратить до 100 процентов затрат на уплату первого (авансового) взноса, но не более 5.000.000 руб. и (или) 25 процентов первоначальной стоимости предмета лизинга по договору. Учитывается стоимость предмета лизинга без НДС.

· Субсидии для возмещения процентов по кредитам

Малые и средние предприятия, а так же индивидуальные предприниматели могут сделать заемные средства более доступными, получив субсидию, которая компенсирует до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

· Субсидии на сертификацию и регистрацию товарных знаков

Затраты по сертификации продукции и регистрации товарных знаков можно сделать более доступными, получив до 50 % стоимости сертификации, но не более 250.000 руб. для субъектов малого бизнеса и не более 400.000 руб. для среднего предпринимательства в качестве субсидии.

· Субсидии на энергоприсоединение

Компания может вернуть на расчетный счет средства, потраченные на энергоприсоединение. Возмещается до 50% от суммы по договору, но не более 3 000 000 руб.

· Субсидии на присоединение к инженерным сетям

Аналогичный механизм заложен при компенсации затрат при подключению к городским инженерным сетям. И в этом случае предприятие может возместить до 50% от суммы по договору, но не более 3 000 000 руб.

Для получения одной из субсидии, в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, коммерсанты должны предоставить пакет документов. Одни из самых важных, это справка из ИФНС об отсутствии задолженности перед налоговыми органами, ТЭО (технико-экономическое обоснование) проекта.

Казалось бы ничего сложно в процедуре получения субсидии нет. Однако, на практике можно столкнуться с барьерами, о которых мы расскажем далее.

В подарок 500 эскимо!

5 декабря 2011 года, Финансовая комиссия Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы рассмотрела 357 заявок от предпринимателей, претендующих на получение государственной субсидии. По словам Михаила Герасимова, заместителя руководителя ДНПиП г. Москвы, это самое рекордное количество заявленных проектов, за время реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Напомним, что приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства являются жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения.

В рамках данной статьи, рассмотрим два приоритетных для государства предприятия, которые претендовали на получение субсидии.

1. Общество с ограниченной ответственностью «Ферст Рашн Эппрэйзел Кампани» (сокращенно ООО «ФРЭК»).

Заявитель создан в сентябре 2011 года, для оказания профессиональных услуг в области оценочной деятельности. Компания представляет полный спектр оценочных услуг, как для физических, так и для юридических лиц, в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Конкретно компания предоставляет следующие виды услуг:

· Оценка недвижимости;

· Оценка земельных участков;

· Оценка транспортных средств и оборудования;

· Оценка ущерба;

· Оценка земельных участков.

Для государства данная компания является приоритетным проектом, поскольку относится к молодежному предпринимательству. Учредители компании не достигли 25 лет каждый.

ООО «ФРЭК» обратилось в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы с целью получения субсидии в сумме 500 000 рублей.

В рамках реализации проекта Заявитель за счет бюджетных средств планирует финансирование будущих расходов по следующим направлениям:

ü Приобретение основных средств в сумме 331 тыс. рублей;

ü Оплата расходных материалов в сумме 149 тыс. рублей;

ü Оплата арендных платежей в сумме 20 тыс. рублей.

Схема расходов по проекту:

№ п/п Наименование статьи затрат Сумма, руб. (собственные) Сумма, руб. (бюджетные)
1. Фонд оплаты труда 227 150 -
2. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 60 000 149 468
3. Командировки 16 000 -
4. Услуги связи 111 800 -
5. Коммунальные услуги 60 602 19 378
6. Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг 66 080 -
7. Оплата работ и услуг сторонних организаций 60 000 -
8. Затраты на приобретение основных средств - 331 154
Итого 601 632 500 000

Ниже приведены показатели финансового плана, подготовленного ООО «ФРЭК» для финансовой комиссии:

Наименование показателя 1 год 2 год Итого:
Выручка, тыс.руб. 4 473 14 130 18 603
Затраты, тыс.руб. 3 727 4 021 7 748
Прибыль, тыс.руб.   10 109 10 855
Рентабельность, %      
Общая сумма налогов, тыс.руб.   1 619 1 965
Сумма налогов нарастающим итогом, тыс.руб.   1 965 -
Средний объем добавленной стоимости в год за период реализации Проекта 4 263 13 950 18 213

Одним из условий предоставления субсидии является возвращение в бюджет города в виде налогов запрошенной суммы. Проект считается завершенным, когда производится последнее перечисление налогов. По данным заявителя через 17 месяцев поступление в бюджеты бюджетной системы и государственные внебюджетные фонды налоговых и иных обязательных платежей превысит сумму предоставляемой субсидии.

Социально-экономические показатели, отраженные в составе ТЭО:

- количество создаваемых рабочих мест -2;

- доля добавленной стоимости за период реализации проекта 98%

- прирост выручки за период реализации проекта 4 800%.

В рамках данного проекта, все требования со стороны заявителя были соблюдены, в связи с чем компания получила субсидию в размере 500 000 рублей.

Все бы ничего, если не одно НО, с которым столкнулось ООО «ФРЭК» при подготовке требуемого набора документов.

Как было отмечено ранее, главным документом является справка из ИФНС об отсутствии налоговой задолженности. Отсутствие данной справки послужило причиной отказа в получении субсидии для многих претендентов.

ООО «ФРЭК» в первых числах ноября подал заявление на получение справки, однако принять заявление лично в ИФНС отказались, ссылаясь на то, что компания не подключена к электронной системе сдачи отчетности. При общении с сотрудниками налоговой инспекции №27 по г. Москве, начиная от секретаря, принимающего корреспонденцию, заканчивая руководителем отдела по работе с налогоплательщиком, сложилось впечатление, что они лично заинтересованы в подключении компании к системе электронного документооборота любой организации. После вынужденного согласия на подключение к одному из поставщиков услуг, а без него справка грозила дойти до адресатов не раньше нового года, практически каждый сотрудник налоговой настойчиво интересовался, с какой именно компанией будет заключен контракт. Удивление на лицах сотрудников, появляющееся после озвучивания непопулярной марки с точки зрения обилия рекламы в здании инспекции, красноречиво говорило о разочаровании.

Справку об отсутствии задолженности в ИФНС получили. Лобби под соусом. Свой гарантированный процент чиновник получил. Вывод: давление на малый бизнес со стороны государственных органов, дискриминация бизнеса, имеет место быть.

Рассмотрим другую компании, которой отказали в получении субсидии. С какими барьерами столкнулась Индивидуальный предприниматель Москвина Инна Вячеславовна?

2. Индивидуальный предприниматель Москвина Инна Вячеславовна.

Заявитель претендовал на получение субсидии в сумме 500 000 рублей на реализацию проекта «Увеличение объемов и модернизация производства модного женского трикотажа». Согласно ТЭО, в рамках проекта планируется полное переоснащение и модернизация предприятия: замена старых ручных вязальных и кеттельных машин на современные электронные. За счет данных мер будет увеличена производительность труда и соответственно объем производства.

Полученные средства предприниматель планировал оприходовать следующим образом:

№ п/п Наименование статьи затрат Сумма, руб. (собственные) Сумма, руб. (бюджетные)
  Сырье и материалы 110 000 90 000
  Коммунальные услуги 221 760  
  Затраты на приобретение основных средств 188 240 410 000
Итого 520 000 500 000

Также согласно ТЭО, через 24 месяца поступление в бюджеты бюджетной системы и государственные внебюджетные фонды налоговых и иных обязательных платежей превысит сумму предоставленной субсидии.

Социально-экономические показатели, отраженные в составе ТЭО:

ü Количество создаваемых рабочих мест – 3;

ü Доля добавленной стоимости за период реализации проекта – 64%

ü Прирост выручки за период реализации проекта 233%.

Не смотря на приоритетность проекта для государства, эффективные финансовые показатели, компания не была рекомендована к финансированию в предоставленном виде. Причина отказа, на наш взгляд, абсурдна, но вы можете придерживаться мнения комиссии.

Для полного представления описываемой ситуации, сделаем выписку из заключения финансовой комиссии. «В рамках реализации проекта Заявитель планирует профинансировать будущие расходы в сумме 516 тыс. рублей. Следует отметить, что Заявителем допущена арифметическая ошибка: в Смете расходов сумма затрат, которые планируется профинансировать за счет средств субсидии указана 500 тыс. рублей. По подсчетам экспертов сумма составляет 516 тыс. рублей».

Стоит отметить, что это, скорее всего, ошибка со стороны проверяющих органов. Так как в предоставленной нам копии сметы, ошибки обнаружено не было. Стоит отметить, что на комиссии 5 декабря неоднократно возникали трения предпринимателей с независимыми экспертами, первые утверждали, что экспертами были допущены многочисленные ошибки в проверке не только цифр, но и в количестве представленных документов. Независимые эксперты дрогнули лишь раз, когда претендент при всей комиссии предоставил ксерокопию всех ранее переданных документов. Его проект был одобрен. Всех следующих возмущавшихся отослали к экспертам за разъяснениями после окончания комиссии. По нашим данным, ни один из них в этом году так и не получит субсидию.

Делаем вывод:

Формально программа поддержки малого и среднего бизнеса на практике работает, другой вопрос как? Кому государство выделяет субсидии?

Мы не можем судить о потенциальной коррупционной составляющей данного процесса, но наплевательское отношение к самим проектам со стороны членов комиссии не меньшее преступление. В первые минуты заседание членами комиссии были произнесены робкие предложения о выступлении каждого желающего из кандидатов хотя бы по минуте, но «сторожилы» пресекли эти попытки на корню. Так и произошел плавный переход от оценки проектов к оценке соответствия сданных бумажек формальным признакам. В оправдание членов комиссии можно сказать лишь то, что проектов действительно много, а качество подготовки большинства очень низкое, что является следствием неквалифицированной помощи при подготовки документов в некоторых территориальных центрах развития предпринимательства… Хотя это и совсем другая история, но мы бы хотели особо отметить отделение по ЮЗАО, где работают действительно отзывчивые и профессиональные люди.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что пакет антикризисных мер, предусмотренных государством, старательно выполняется чиновниками на местах, но об эффективности этой политики говорить рано. Деньги выделяются и, несомненно, хотя бы часть из них доходит до стоящих проектов, вопрос лишь в том. Не перестанет ли развиваться малый и средний бизнес после перекрытия «легких» денег, как это было с попыткой помочь отечественному автопрому через сертификаты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: