Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.

3.Основные причины возникновения риска

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды. Противодействие -намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

4.Система управления риском

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система "управления риском", которая включает ряд видов деятельности.

1. Идентификация риска

а) риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве

б) риски, воздействующие на грузы извне

в) риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом:

г) прочие риски,

2. Условия поставки

· Выбор условий контракта.

· Форс-мажорные обстоятельства.

· Расторжение контракта.

3. Выбор партнера

Выбор партнера (посредника) в ЛС также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности. Многие западные мониторинговые фирмы советуют в этом случае использовать правило 5 "С":

- Характер (character).

- Финансовые возможности (capacity)

- Имущество (capital)

- Обеспечение (collateral)

- Общие условия (conditions)

4. Оценка рисков и определение ущербов

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

· на основе логических рассуждений, эмпирически - путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

· на основе статистики - путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

· экспертно - на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

· расчетно-аналитически - путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

5.Минимизация рисков

Минимизация рисков, возникающих в ЛС, основывается на ряде организационно-экономических мероприятий, целенаправленно и превентивно уменьшающих вероятность возникновения рисков:

ü Наличие информации - достоверной, своевременной и полной.

ü Управляющих воздействиях в ЛС, снижающих вероятность возникновения рисков и уменьшающих их негативные последствия.

ü Использование нормативных материалов - для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций.

ü Наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной.

ü Страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

ü Предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Захаров, К.В. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций./К.В.Захаров, А.В.Цыганок, - К.:ИНЭКС, 2001. -237 с.

2.Страхование и управление риском: терминологический словарь. – М.: Наука, 2000. – 565 с.

3.Управление инновациями: В 3 кн.1.Основы организации инновационных процессов: учеб. пособие/А.А.Харин, И.Л. Коленский; под ред. Ю.В.Шлемова. – М.:Высш. Шк., 2003. -252 с.

4.Станиславчик, Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. – М.: «Ось-89», 2002. – 80 с.





double arrow
Сейчас читают про: