Граф – это непустое множество точек (вершин) и множество отрезков (ребер), концы которых принадлежат заданному множеству точек.
Если на каждом ребре задать направление, то граф будет ориентированным.
Если, двигаясь по ребрам графа в заданном направлении, можно попасть из заданной вершины 1 в заданную вершину 2, то говорят, что эти вершины соединены путем.
Замкнутый путь, состоящий из различных ребер, называется циклом.
Граф называется связным, если любые две его вершины соединены путем.
Связный граф без циклов называется деревом.
С каждой вершиной дерева связывается конечное число отдельных деревьев, называемых поддеревьями.
Рассмотрите пример дерева, в узлах которого располагаются символы.
Для дальнейшей работы с деревьями необходимо определить ряд понятий.
• Вершина у, находящаяся непосредственно ниже вершины х, называется непосредственным потомком х, а вершина х называется предком у.
• Если вершина не имеет потомков, то она называется терминальной вершиной или листом, если имеет, то называется внутренней вершиной.
|
|
• Количество непосредственных потомков внутренней вершины называется ее степенью.
• Степенью дерева называется максимальная степень всех вершин.
Например,
• вершины F, D, E являются непосредственными потомками вершины В;
• вершины F, D, E являются листьями;
• вершины C, G, H – внутренние;
• степень вершины В – 3, а вершины Н – 1;
• степень дерева равна 3.
Определение. Двоичное дерево – это дерево, в котором из каждой вершины исходит не более двух ребер.
Задание. Наберите текст программы на компьютере и рассмотрите ее действие. Данная программа демонстрирует создание произвольного двоичного дерева.
Program DemidenkoS;
Uses
Crt, Graph;
Const
Arr: array [1..6] of integer=(160,80,40,20,10,5);
Arr1: array [1..6] of integer=(120,80,70,60,50,40);
Type
ss=^sp;
sp=record
elem:byte;
Next: array[1..2] of ss;
end;
Var
a, b, c, d: longint;
s: string;
grDriver: integer;
grMode: integer;
a1, b1: real;
x, Some, Max, Min: ss;
Procedure Zap(y: ss; n: integer);
Var
aa,bb:integer;
Begin
y^.elem:=random(99)+1;
bb:=random(3);
if n<1
then
bb:=2;
if n<a
then
for aa: =1 to bb do
begin
new(y^.next[aa]);
y^.next[aa]^.next[1]:=nil;
y^.next[aa]^.next[2]:=nil;
zap(y^.next[aa],n+1);
end;
End;
Procedure Strel(x1, y1: integer; k: Real);
Var
aa: Real;
Begin
aa:=arctan(k);
if k>0
then
begin
line(x1,y1,x1+round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)));
line(x1,y1,x1+round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18)));
line(x1+round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)),x1+round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18)));
end
else
begin
aa:=-aa;
line(x1,y1,x1-round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)));
line(x1,y1,x1-round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18)));
line(x1-round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)),x1-round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18)));
end
end;
Procedure Wiv(y: ss; n, x1, y1: integer);
Var
spi: ss;
Begin
SetColor(n+1);
Circle(x1,y1,10);
Str(y^.elem, s);
if length(s)=2
then
OutTextXY(x1-6, y1-2, s)
else
OutTextXY(x1-3, y1-2, s);
if n<a
then
begin
if y^.next[1]<>nil
then
|
|
begin
SetColor(n+1);
Line(x1,y1+10,x1-(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10);
SetColor(n+2);
Line(x1-(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10,x1-arr[n],y1+arr1[n]-10);
Strel(x1-arr[n],y1+arr1[n]-10,(arr1[n]-20)/arr[n]);
Wiv(y^.next[1],n+1,x1-arr[n],y1+arr1[n]);
end;
if y^.next[2] <> nil
then
begin
SetColor(n+1);
Line(x1,y1+10,x1+arr[n],y1+arr1[n]-10);
SetColor(n+2);
Line(x1+(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10,x1+arr[n],y1+arr1[n]-10);
Strel(x1+arr[n],y1+arr1[n]-10,-(arr1[n]-20)/arr[n]);
Wiv(y^.next[2],n+1,x1+arr[n],y1+arr1[n]);
end;
end;
end;
Begin
ClrScr;
Randomize;
Repeat
new(x);
a:=6;
x^.next[1]:=Nil;
x^.next[2]:=Nil;
Zap(x,0);
Max:=x;
Min:=x;
writeln;
grDriver:= Detect;
InitGraph(grDriver, grMode,'c:\tp7\bgi\');
SetFillStyle(solidfill,15);
SetColor(15);
Wiv(x,1,320,50);
Delay(5000);
until KeyPressed;
End.
Задание. Поэкспериментируйте над предложенной программой, внося свои изменения. Результат покажите учителю.