Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли

Проведенный всесторонний анализ расходов на предприятии ОАО ВБД Напитки позволяет заключить, что в целом на предприятии сложилась неэффективная система управления расходами. Причинами этого послужил рост материальных затрат, неблагоприятное соотношение цен на сырье и материалы и цен на готовую продукцию, рост расходов по обслуживанию производства, а также неэффективная система мотивации труда. В целом расходы на предприятии не достаточно контролируются менеджментом, в абсолютном и относительном выражении растут, что, очевидно, приводит к снижению эффективности организации и негативно влияет на стоимость бизнеса.

Базовые параметры политики управления расходами предприятия представляются следующие:

Усиление контроля над прочими расходами, в частности по валютным операциям и операциям с ценными бумагами, неэффективное проведение которых приносило предприятию значительные убытки, а также пересмотр порядка работы с покупателями и заказчиками в том случае, если имеет место просрочка платежа, совершенствование механизма начисления пеней и штрафных санкций, т.к. на предприятии существенна доля создаваемых резервов по сомнительной (просроченной по факту) дебиторской задолженности. Усиление контроля над материальными расходами и расходами на оплату труда в сфере производства и продаж. Повышение эффективности использования материальных ресурсов; поиск поставщиков с более выгодными условиями поставки сырья и материалов. Усиление контроля за соотношением темпов роста производительности труда и заработной платы; не допущение ускоренного роста средней заработной платы относительно роста производительности труда. Снижение уровня коммерческих и управленческих расходов на предприятии. Увеличение уровня операционного рычага. Далее предлагаются к рассмотрению некоторые мероприятия по оптимизации расходов и выявлению резервов увеличения прибыли на предприятии ОАО ВБД Напитки. В связи с расширением маркетинговой деятельности предприятия руководству было бы разумно предложить проект по созданию собственной маркетинговой службы в противоположность аутсорсингу, т.е. переход от закупок ряда маркетинговых услуг на стороне к их производству собственными силами, поскольку в связи с закупкой проводимых исследований рынков сбыта на стороне расходы по ее обслуживанию, растут значительными темпами, учитывая их трудоемкость и высокую стоимость.

Проект: «Создание собственной маркетинговой службы на предприятии и оптимизация расходов по продвижению продукции на рынке»

Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО ВБД Напитки, в 2008 году около 25% от величины коммерческих расходов приходится на финансирование маркетинговых исследований и мероприятий по продвижению продукции на рынке. Этот факт свидетельствует об активном участии данного предприятия в конкурентной борьбе, что повышает его шансы на увеличение объемов продаж и получение за счет этого дополнительной прибыли. Однако, как было выделено, рост этих расходов идет темпами значительно выше, чем прирост выручки. И нет сомнения в том, что расходы на финансирование маркетинговой деятельности со временем будут только расти, поскольку результаты проводимых исследований остаются актуальными в течении непродолжительного периода времени, после чего информацию о ситуации на рынке необходимо обновлять, проводя новые исследования.

Какие преимущества дает создание собственной маркетинговой службы: в первую очередь это возможность полного контроля со стороны руководителя, который имеет возможность спланировать деятельность определенного отдела, и это будет полностью соответствовать его представлению о том, как должна строиться и вестись работа, отчетность также будет максимально удобной и подробной. Кадры будут подбираться собственной службой, будут соответствовать требованиям руководителя и следовать корпоративной культуре организации. Не менее важно и то, что вся приобретаемая в процессе маркетинговой активности информация останется внутри компании в полном объеме, сохраняя свою конфиденциальность.

Недостатком же будет являться то, что руководству придется уделять часть своего времени на координацию работы отдела маркетинга, затрачивать усилия на разработку и реализацию маркетинговой программы. Для осуществления данного проекта необходимо произвести расходы, прежде всего связанные с существенными инвестициями. Действительно, создание собственной маркетинговой структуры требует значительных инвестиций: необходимо набрать штат квалифицированных специалистов, обеспечить их рабочими местами, офисной техникой, зарплатой, плюс расходы на обучение новых сотрудников. [16, c. 35]

Приступая к реализации проекта, прежде всего необходимо определить издержки по реализации маркетинговой программы внутренними ресурсами, назначить ответственных за сроки и качество реализации проекта.

Положение о создании Отдела Маркетинга на предприятии ОАО ВБД Напитки. Цели и функции Отдела Маркетинга. Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия. Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий. В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

Определение структуры и состава работников Отдела Маркетинга. Численность отдела маркетинга - 7 сотрудников. Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации: (Примерные данные об уровнях заработной платы представлены по материалам сайта HeadHunter.ru из вакансий реальных предприятий сравнимого масштаба.)

Начальник отдела маркетинга (120 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по маркетингу (50 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по PR и работе со СМИ (40 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по рекламе (35 000 тыс.руб./мес.) - Менеджер по стратегии продаж (60 000 тыс.руб./мес.) Специалист по маркетинговым исследованиям (45 000 тыс.руб./мес.) - Секретарь-делопроизводитель отдела (30 000 тыс.руб./мес.) Определение расходов по обеспечению деятельности Отдела Маркетинга. Аренда офиса площадью 100 кв.м. из расчета 30 000 руб./кв.м. в год и оплата услуг по его охране. Обустройство рабочих мест – приобретение необходимой офисной оргтехники и дополнительные затраты по ее обслуживанию – 250 000 руб.

Расходы, непосредственно связанные с проведением маркетинговых исследований, включают в себя расходы на: проведение опросов, анкетирование; функционирование Call-центров; прочие необходимые маркетинговые мероприятия; и составляют в своей сумме 1 500 000 руб. в среднем за год.

Прочие расходы складываются из следующих статей:

Расходы по формированию и обеспечению социального пакета сотрудникам фирмы (расходы на добровольное медицинское страхование); Расходы на обучение новых сотрудников; Командировочные расходы; Расходы на оплату мобильной связи сотрудникам отдела; Расходы на оплату коммунальных услуг, оплату услуг телефонии и Интернет в связи с арендой офисного помещения; Прочие расходы, связанные с организацией и функционированием службы маркетинга (питание и проч.).

Итого прочих расходов в размере 20% от величины дополнительных расходов по реализации данного проекта.

Таблица 3.1 Расчет предполагаемого экономического эффекта проекта по созданию маркетинговой службы на предприятии ОАО ВБД Напитки. (тыс. руб.)

№ п/п Изменение доходов и затрат (-) сокращение, (+) рост
1. Изменение выручки от реализации Нет
2. Изменение затрат  
  Снижение коммерческих расходов на величину затрат на маркетинговые исследования (отказ от их приобретения на стороне) 124 544 000 руб. в 2008 году
  Рост управленческих расходов - Рост расходов на оплату труда сотрудникам Отдела 4 560 000 руб./год - Рост расходов по обеспечению деятельности Отдела 4 750 000 руб./год - Увеличение прочих расходов в составе управленческих 0,2*(4 560 000 +4 750 000) = = 1 862 000 руб./год
3. Изменение налогов  
  Рост ЕСН 0,26*4 560 000 = 1 185 600 руб./год
  Рост налога на прибыль 0,20*(124 544 000 - 4 560 000 - - 1 185 600 - 4 750 000 - 1 862 000) = 22 437 280 руб.
4. Дополнительная прибыль 89 749 120 руб.

В итоге по предварительным расчетам получена дополнительная прибыль в размере 89 749 120 руб.

Следует оговориться, что изменения выручки не последует только на первоначальном (нулевом) этапе организации службы маркетинга, в дальнейшем прирост выручки, а, соответственно, и прибыли, будет зависеть от эффективности работы службы.Однако предприятию не следует ограничиваться одним только этим мероприятием по снижению расходов, тем более что расчеты приблизительны и полученный эффект может быть гораздо ниже.

Напротив, руководству предприятия следует вести поиски по всем направлениям возможного снижения затрат. Например, в целях оптимизации затрат на рекламу и повышение ее эффективности (отдачи) следует обратиться к новому направлению в области PR – Интернет-маркетингу и размещению рекламы на популярных Интернет-порталах, что обеспечит охват сопоставимой по объему целевой аудитории при значительно меньших издержках. Поиски, обзор, экономическое обоснование и представление вариантов оптимизации расходов на рекламу будет как раз находиться в компетенции специалистов нового Отдела Маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: