Введение. по дисциплине «Международные финансы»

Контрольная работа

по дисциплине «Международные финансы»

на тему «Международный валютный фонд»

Красноярск 2008

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. История создания Международного валютного фонда …………………4

2. Структура и организация Международного валютного фонда …….….12

3. Деятельность Международного валютного фонда ………………….….15

3.1. Кредитование Международным валютным фондом …………….17

3.2. Политика надзора и оказание технической помощи ………...…..22

Заключение ………………………………………………………………………26

Использованная литература ………………………………………………….....27

Введение

Необходимость в организации, которая бы регулировала валютные курсы в мировом масштабе, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы.

Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться.Некоторые страны стали продавать национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем, чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соот­ношение между стоимостью валют. Всё это вызвало затруднения в международной торговле.

Требо­валось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масшта­бах, для создания новой валютной системы и международного учрежде­ния для контроля над ней.

Организацией, осуществляющей контроль за международной валютной системой, стал Международный валютный фонд, начавший работать в 1946 году. Ныне МВФ оказывает серьёзную финансовую поддержку стран-членов, занимается надзором за политикой членов в отношении обменного курса и оказывает консультационную помощь в вопросах мировой экономики.

Данная работа излагает историю создания Международного валютного фонда, особенности его организации и управления, раскрывает сферы деятельности Фонда и методы, с помощью которых он её осуществляет.

В заключении изложена роль Международного валютного фонда в мировой экономике.

1. История создания Международного валютного фонда

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Также пострадал мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недо­верие к банкам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего Великобритания, были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, ещё более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю, которая полностью исключила бы использование денег. Другие правительства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем, чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соот­ношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой эконо­мики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 %.

Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требо­валось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масшта­бах, для создания новой валютной системы и международного учрежде­ния для контроля над ней.

Создание Международного валютного фонда (МВФ) отвечало потребности учредить новый валютный поря­док, способный устоять в трудных условиях послевоенного периода восстановления и в дальнейшем обеспечить развитие международных обменов. В 1943 году в Великобритании была опубликована Белая книга, названная "планом Кейнса" по имени ее основного автора. Его предложения исходили из двух аналитических посылок: опасность увековечивания системы двусторонних соглашений, которые сдерживают развитие международной торговли, и тенденция к дефляции, которую Д. Кейнс считал внутренне присущей золотому стандарту. Эта последняя взвалила бы на плечи стран, испытывающих дефицит, все расходы по возвращению к равновесию, тогда как государства, имевшие излишки, получили бы полное право искусственно препятствовать экономическому росту, обычно сопровождающему рост положительного сальдо платёжного баланса.

Представленный просто как предмет для дискуссии план Кейнса состоял, главным образом, в том, чтобы создать механизм всеобщей компенсации долгов и требований государств и систему почти автома­тического финансирования дефицита платежных балансов. Этот план отвергли, и была принята гораздо менее амбициозная схема, предложенная американской делегацией во главе с Гарри Уайтом. Текст с некоторыми поправками был представлен на рассмотрение на мировой валютно-финансовой конференции ООН, созванной в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гэмпшир, США) с участием пред­ставителей 44 стран. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля над ней. Ратификация соглашений, вызвавших резкую критику Великобритании, состоялась в 1945 году, и в 1946 году МВФ начал свои операции. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Для установления обменного курса устав МВФ вводил три правила:

1. Начальное определение стоимости национальной валютной единицы по отношению к стоимости золота;

2. Единство обменных курсов для всех категорий сделок;

3. Стабильность обменных курсов.

Это последнее правило имело два следствия: финансовые власти различных стран обязывались не допускать колебаний их валюты более чем на 1% вокруг официального паритета. Они теряли право изменять этот паритет в одностороннем порядке. Изменения паритета должны были утверждаться Советом управляющих.

­ Задача состояла ещё и в том, чтобы достичь конвер­тируемости валют, однако устав предусматривал два ряда ограничений: одни, по характеру временные, разрешали с учетом состояния валют­ной системы ограничительную и дискриминационную практику в пере­ходный период; другие — долгосрочного характера — могли применять­ся даже теми странами, которые перешли к конвертируемости. В действительности выгоды от конвертируемости касались только авуаров нерезидентов, созданных после возврата к конвертируемости (что исключало капиталы, накопленные во время войны поставщиками воюющим странам) и происходящих от текущих сделок (что исключало доходы, получаемые от движения капиталов).

Для полноты картины следует отметить, что с первых дней существования МВФ страдал от трех изъянов.

Во-первых, это строго монетарный характер производимого им анализа условий возвращения к свободному обмену. Считалось, что страна от­вечает условиям конвертируемости, если нерезиденты имеют в ней право свободного обмена своих авуаров на любую иную валюту. Вза­мен страна могла по своему усмотрению продолжать континтегрировать импорт любого происхождения и даже, так или иначе, подвергать открытой дискриминации некоторые страны-поставщики.

Во-вторых, это то, что в отличие от клиринга, предложенного Кейнсом, МВФ не компенсирует долги и займы, возникающие на основе двусторонних обменов. Более того, устав предусматривал, что полученные у него займы в валюте должны возмещаться в конвертируемой валюте (т. е. в то время только в долларах) или в золоте. Его должники не имели возможности вернуть занятые деньги долговыми требованиями, которые могли у них оказаться в результате двусторонних сделок с государствами с неконвертируемой валютой.

И, в-третьих, для стран с положительным сальдо платёжного баланса их обязательства перед МВФ, то есть суммы в национальной валюте, предо­ставленные в его распоряжение для финансирования займов, были ог­раничены размером их квоты. Полная сумма квот составляла вначале 8,5 млрд. расчетных долларовых единиц, но запас в долларах и в золо­те, которым действительно располагал Фонд и который только и был его единственным подлинным ресурсом, не превышал 3,7 млрд. долла­ров. Восстановление мировой экономики не могло не привести к де­фициту ее торгового баланса с США (в 1947 г. - 12 млрд. долл.), который, как оказалось, значительно превысил финансовые возможности Фонда. Соответствующие потребности были, в основном, удовлетворены вне процедур МВФ в форме прямой помощи США (план Маршалла).

История МВФ независимо от того, рассматриваем ли мы его в ка­честве гаранта валютного порядка или в качестве кредитора, имела не­сколько противоречивых этапов.

Принимая к сведению, но, не ставя под вопрос официальные па­ритеты, о которых информировали его государства-члены, Фонд пытал­ся развернуть свою деятельность по двум направлениям - стабилиза­ция обменных курсов и борьба против дискриминационных и ограничи­тельных мер. Поначалу инфляция, свирепствовавшая после войны в Европе, сильная девальвация фунта стерлингов, проведенная англий­ским правительством в 1949 году (причем МВФ не был в состоянии вы­работать свою позицию в связи с этим), значительно осложнили его функционирование. Борьба против дискриминационной практики была затруднена статьей 14 устава, которая разрешала ее сохранение на пере­ходный период, теоретически заканчивавшийся в 1952 году; однако этот период фактически был продлен до начала 1959 года, то есть до мо­мента, когда основные европейские валюты официально стали конвер­тируемыми. С этого времени МВФ продолжил свою деятельность в поль­зу свободного обмена, побуждая государства-члены, оказавшиеся в затруднительном положении, прибегать скорее к мерам по контролю над внутренним спросом, чем к прямому ограничению импорта.

Провал системы фиксированных обменных курсов, установленных после вой­ны, потребовал изменения устава МВФ. Устойчивость дефицита платёжного баланса США привела к концу 60-х годов к напряженности на ва­лютных рынках, которая ещё более усиливалась массовыми перемещё­ниями "горячих денег". Более глубокий, чем предыдущие, спекулятив­ный кризис 1971 года заставил американское правительство 15 августа приостановить конвертируемость доллара в золото (до этого времени она поддерживалась только по отношению к центральным банкам). В декабре, после нескольких месяцев всеобщих колебаний, в соответст­вии с Вашингтонскими соглашениями была сделана попытка восстано­вить фиксированный курс обмена ценою девальвации доллара по от­ношению к золоту, создания новой сетки паритетов между странами "десятки" и расширения до 2,25% пределов допустимых отклонений от паритета.

Шаткость такого плана была очевидна даже для его авто­ров, и в 1972 году службы МВФ начали изучение вопроса о более глу­бокой реформе. Результатом стали Ямайские соглашения в январе 1976 года, когда была сформулирована вторая поправка к уставу Фон­да, которая вступила в силу в апреле 1978 года. В этом документе уста­навливался плавающий обменный курс, который начал применяться в марте 1973 года, когда новая спекулятивная волна заставила страны-члены ЕЭС отказаться от поддержки курса их валют по отношению к доллару. Каждая страна-член отныне была вольна объявить паритет (по отношению к любой валюте, специальным правам заимствования или "корзине" валют) либо вовсе не объявлять никакого паритета. Золото устранялось из системы, оно было заменено СПЗ (специальными правами заимствования) в качестве расчетной единицы. МВФ более не получал золота от своих членов и не использовал его для платежей. Треть золотого запаса была предна­значена для продажи: половина - на рынке, половина предложена цент­ральным банкам стран-членов по старой официальной цене: 35 долларов за унцию.

Отказ от системы фиксированного обменного курса, восстановление которого остается желательным, не освободил МВФ от ответст­венности в области установления обменного курса. Страны-члены обя­зались соблюдать некоторые правила сохранения устойчивости систе­мы. Интервенция на валютном рынке запрещёна, если ее результатом могут быть затруднения в установлении равновесия платёжного балан­са, особенно если такая интервенция направлена на усиление конкурен­тоспособности национальных товаров при помощи чрезмерного сниже­ния курса валюты. Фонд обязан обеспечивать "неуклонное наблюде­ние" за политикой обмена валют, что означает необходимость тщатель­ного анализа экономической политики всех стран. Ежегодные консуль­тации с каждой страной позволяют осуществлять эту функцию.

Деятельность МВФ по предоставлению кредитов тесно связана с пре­дыдущей функцией. Влияние Фонда на страны-члены усиливается по мере расширения поддержки, которую он в состоянии им оказывать. Средства поступают в основном по подписке членов. Они регулярно увеличиваются при всё более частом пересмотре квот.

В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СПЗ – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СПЗ. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд. долл. США, пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими реципиентами финансовой помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

Сотрудничество между Всемирным банком и МВФ активизировалось в 2002 финансовом году, Оба учреждения существенно продвинулись в процессе утверждения мер по сокращению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности. Исполнительные советы утвердили пакеты мер по сокращению задолженности 16 стран и обсудили стратегии сокращения бедности для 29 стран. В контексте сотрудничества каждое из двух учреждений сосредоточило внимание на тех областях деятельности, в которых у него имеются сравнительные преимущества: МВФ отвечает за поддержание диалога с властями стран по вопросам макроэкономической политики и связанным с ними вопросам структурной политики, в то время как Всемирный банк выступает инициатором диалога по вопросам социальной и структурной политики.

В августе 2001 года советы Банка и Фонда приняли решение повысить эффективность сотрудничества между двумя учреждениями в процессе наблюдения за реализацией странами своих программ и выполнения ими условий выделения финансовых ресурсов. Эта стратегия имеет целью укрепление сотрудничества между двумя учреждениями на всех стадиях цикла разработки и реализации программ путем координации деятельности, начиная с самых первых стадий, четкого разделения обязанностей, назначения учреждения, руководящего деятельностью в конкретной области, и представления полной информации о позициях каждого из двух учреждений в документах, представляемых на рассмотрение советов. Тем не менее, каждое из двух учреждений в конечном итоге отвечает за собственные решения относительно кредитования и за обеспечение сохранности своих ресурсов. В рамках работы над Документами по стратегии сокращения бедности (ПРСП) для стран с низкими доходами, финансируемой МВФ в рамках Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, Банк и Фонд и впредь намерены тесно взаимодействовать, поддерживая реализацию общей стратегии сотрудничества со странами, в то же время, уделяя основное внимание тем областям деятельности, за которые они отвечают. Что касается стран со средними доходами, необходимо будет сотрудничать с ними более гибко, учитывая различия между странами, однако ожидается, что повышение эффективности координации и обмена информации между Банком и Фондом принесет существенную пользу процессу развития.

В 2004 финансовом году МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СПЗ (на $14,9 млрд. меньше, чем в 2003 финансовом году), из которых почти $9 млрд. пришлось на долю Аргентины и $4,5 млрд. на долю Бразилии. Также стоит отметить кредит Украине в размере $411 млн.

Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике “помощи для самопомощи”, направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производиться лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по кредитам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.

Жесткая линия МВФ в отношении проблемных стран получила дальнейшее развитие в инициативе нового первого заместителя Директора-распорядителя Фонда Э.Крюгер, которая в конце 2001 г. заявила о бесперспективности предоставления новых кредитов государствам, неспособным самостоятельно проводить здоровую финансовую политику, и предложила вводить против них процедуру банкротства.

Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с другими международными финансовыми организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров.

2. Структура и организация Международного валютного фонда

В настоящее время членами МВФ являются 184 страны. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмот­ренные уставом МВФ.

МВФ, определяя обязательства отдельного государства-члена перед Фондом или прорабатывая соглашение о предостав­лении кредитов, действует скорее не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам волю большинства членов. Государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться.

Первым звеном в цепи передачи команд служит Совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны. Поскольку управляющие и их заме­стители являются министрами финансов или руководителями централь­ных банков, они могут авторитетно выступать от имени своих прави­тельств. В функции Совета управляющих входит: приём новых членов в МВФ, утверждение изменений паритетов валют стран-членов, пересмотр квот, распределение чистого дохода Фонда, выборы исполнительных директоров. Управляющие и их заместители собираются только на ежегодные совещания для принятия официальных решений в рамках своего органа по вопросам деятельности МВФ.

В остальное время управляющие лишь сообщают пожелания прави­тельств по вопросам повседневной деятельности МВФ своим предста­вителям, образующим Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования, стремясь сформи­ровать консенсус среди своих членов, что сводит к минимуму столкно­вения мнений по важным вопросам и помогает достичь согласия по принимаемым решениям.

Исполнительный совет отвечает за текущие дела МВФ. Семь из двадцати четырёх Исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются от других стран на основе принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством Директора-распорядителя.

Исполнительный совет назначает директора-распорядителя, который выступает в качестве председателя совета и возглавляет административный аппарат МВФ. В его обязанности входит ведение текущих дел и назначение высших должностных лиц МВФ. Он не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну. По традиции Директор-распорядитель должен быть европейцем или, по крайней мере, неамериканцем. Сейчас директором-распорядителем МВФ является Доминик Строус-Канн. Прези­дент Всемирного Банка по традиции, в свою очередь, является гражданином США.

Штат международных служащих представляет около 114 стран. В организации работают в основном экономисты, а также статисты, научные работ­ники, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообло­жения, лингвисты, публицисты и вспомогательный персонал. Основной персонал работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя небольшой штат также прикомандирован к отделениям в Париже, Женеве и при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке или представляет МВФ, выполняя временные задания в странах-членах. В отличие от испол­нительных директоров, представляющих конкретные страны, члены персонала являются международными гражданскими служащими. Они отвечают перед всеми государствами-членами за проведение политики МВФ и не выражают интересов отдельных стран.

Возможность каждого участника оказы­вать воздействие на его деятельность с помощью голо­сования определяется долей в капитале. В соответст­вии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов не­зависимо от величины взноса в капитал и дополните­льно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СПЗ его квоты. СПЗ - специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) определяются на основе стоимости корзины из ведущих мировых валют: доллара США, евро, фунта стерлингов и японской йены.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее поло­вины) голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при созда­нии МВФ) в интересах ведущих стран Запада. На­ибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Вели­кобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Ара­вия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует макси­мального большинства (85%).

24 промышленно развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4% голосов. США вместе с ве­дущими западными государствами практически рас­полагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что ка­сается развивающихся стран, то при наличии ско­ординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласо­ванности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.

Временный комитет Совета управляющих (24 члена, обычно два заседания в год), созданный в 1974 г., фактически обеспечивает политическое руководство и занимается согласованием всех вопросов, касающихся деятельности Фонда, внесения изменений в его устав, пересмотра квот, выпуска СПЗ, принципов использования ресурсов МВФ и т.д. Также комитет консультирует Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы и представляет доклады по вопросам управления и приведения её в соответствие с меняющимися экономическими финансовыми условиями. В сентябре 1999 г. Совет управляющих одобрил предложение Исполнительного совета о преображении Временного комитета в Международный валютно-финансовый комитет.

Также при Совете управляющих работает Объединенный министерский комитет Всемирного Банка и МВФ, известный как Комитет по развитию. Он проводит совместно с Международным валютно-финансовым комитетом заседания по всем аспектам передачи реальных ресурсов развивающимся странам.

Комитет МВФ по статистике платёжных балансов разрабатывает рекомендации о более полном использовании статистических данных при составлении платёжных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций.

В состав МВФ входят 5 департаментов: по вопросам налогов, юридический, казначейства, расчетно-вычислительных услуг, валютных и обменных операций и Секретариат технической помощи.

Взаимодействие МВФ с государствами-членами проиводится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии. МВФ имеет собственную службу независимой экспертизы, а также другие службы, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

3. Деятельность Международного валютного фонда

Финансовые ресурсы МВФ образуются из членских взносов стран-членов, которые представляют собой квоты по подписке, выраженные в единицах СПЗ. Квота определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов Фонда, а также количество голосов, которыми она в нём располагает. Квота может быть изменена по предложению либо самого государства-члена, либо руководящих органов Фонда при обязательном согласии самого государства. Размер квот определяется на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и международной торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СПЗ и конвертируемой валютой по со­гласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличе­ния числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СПЗ (свыше 200 млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокуп­ного мирового ВВП и ещё в большей мере от динами­ки международных платежей по текущим операциям платёжного баланса.

Теоретически общая сумма квот в настоящее время составляет около 130 млрд. долл. США, но практически используется значительно меньшая сумма. По­скольку страны-члены выплачивают 75 % квот в национальной валюте, а большая часть национальных валют большинства стран-членов фонда редко пользуется спросом за пределами страны-эмитента, приблизительно половина средств на балансе МВФ не может использоваться. За редким исключением в обычный год у МВФ заимствуются приблизительно только 20 валют, и большинство потенциальных заемщиков МВФ просят только основные конвертируемые валюты: доллар США, евро, японскую йену, фунт стерлингов.

В дополнение к собственному капиталу МВФ, согласно Уставу, может использовать заёмные средства для пополнения своих запасов валюты любой страны-члена, которые необходимы в связи с его операциями. Фонд может заимствовать средства, в которых он нуждается, в любой валюте и из любого источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на рынке ссудных капиталов. В частности, МВФ получал займы у казначейств и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран-членов, у Банка международных расчетов. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал. Обычно такие заимствования осуществляются под реализацию конкретных программ.

Основными целями деятельности МВФ являются:

- обеспечение международного сотрудничества в валютной сфере, которое осуществляется путём упорядочивания валютных отношений между государствами-членами, воспрепятствования девальвации валют из соображений конкуренции и предоставлением краткосрочных, среднесрочных и частично долгосрочных займов в рамках счета общих ресурсов;

- участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;

- предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

- содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

- оказание консультационной и технической помощи предполагает предоставление консультаций по вопросам валютных операций, совершенствование финансовых систем стран-членов, координацию технической помощи, как в рамках МВФ, так и при сотрудничестве с другими международными организациями.

3.1. Кредитование Международным валютным фондом

Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получения финансовых ресурсов существует ряд кредитных Фондов (механизмов):

I. Обычные механизмы кредитования:

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Соглашения о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования с 1974 г. дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.

5. Механизм дополнительного финансирования предполагает использование Фонда заёмных средств для дополнительного финансирования. Дополнительное финансирование предоставляется странам, которые имеют хронический дефицит платёжного баланса и исчерпали лимиты получения обычных кредитов за счёт обычных заёмных средств. Этот механизм используется для выполнения странами-членами масштабных стабилизационных экономических программ и предусматривает также согласие страны-заёмщика с условиями Фонда: предоставление кредитов отдельными траншами, представление заключения о выполнении предписанной Фондом программы перед получением каждого транша. В рамках дополнительного финансирования обычные и дополнительные заёмные средства выделяются Фондом в заранее установленных соотношениях. Страны-члены могут пользоваться дополнительным финансированием только в виде резервных кредитов, предполагающих использование верхних кредитных долей, или расширенных кредитов. Эти кредиты выдаются на условиях, близких к рыночным; продолжительность кредитов превышает 12 месяцев, а иногда возрастает до 3 лет.

II. Cпециальные компенсационные механизмы:

1. Компенсационное финансирование осуществляется из Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств, направлено на поддержание темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями, а также для компенсации потерь от экспортной выручки; для покрытия расходов за услуги; возмещёние убытков, связанных с резким ростом цен на импортируемое зерно; если убытки носят временный характер и вызваны внешними обстоятельствами, независящими от стран-членов. В перечень услуг, подлежащих компенсационному финансированию, включаются: поступления от эксплуатации нефтепроводов; плата за транзит судов через каналы; доходы от судоходства; транспортные перевозки; строительство; страхование.

2. Финансирование системных преобразований осуществляется из Фонда системной трансформации. Оно направлено на преодоление трудностей, связанных с осуществлением экономических реформ и переходом к рыночной экономике.

3. Финансирование буферных запасов осуществляется из Фонда буферных запасов. Оно осуществляется с целью оказания странам-членам помощи при финансировании ими своего участия в создании международных буферных запасов сырьевых товаров (какао, сахара, каучука, олова и т.д.) в соответствии с товарными соглашениями в тех случаях, когда страна испытывает затруднение с платёжными балансами из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках. Кредиты выдаются на срок до 3-5 лет в размере до суммы, эквивалентной 45% квоты.

III. Чрезвычайная помощь предоставляется в форме закупок товаров с целью оказания помощи странам-членам в решении проблем платёжного баланса при возникновении непредвиденных стихийных бедствий.

IV. Фонды помощи странам с низким уровнем дохода

Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов предполагают предоставление финансовых ресурсов из Фонда структурной перестройки и из Расширенного фонда структурной перестройки.

Фонд структурной перестройки предназначен для предоставления займов, ориентированных на оказание помощи бедным странам, испытывающим хронический дефицит платёжных балансов, в осуществлении ими среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. МВФ преследует цель помочь таким странам добиться устойчивого экономического роста, преодолеть трудности с платёжными балансами, упорядочить отношения с кредиторами, устранить ограничения в области внешней торговли и платежей. Страна, намеревающаяся использовать ресурсы этого Фонда, разрабатывает с помощью сотрудников МВФ и Всемирного банка рамки финансовой политики, направленной на осуществление трёхлетней программы перестройки экономики. Наблюдение за состоянием экономики в ходе выполнения программы осуществляется с помощью контрольных показателей, рассматриваемых поквартально. Займы предоставляются на условиях 0,5% годовых с погашением в течение 10 лет. Лимит определён в 50% квоты.

Фонд расширенной структурной перестройки фактически стал преемником Фонда структурной перестройки в 1987 г. Он имеет те же цели. Различие состоит в уровне доступа стран-членов к ресурсам, в масштабах и темпах реализации структурной перестройки в стране-заёмщице, в процедуре мониторинга и в источниках финансирования. Правом пользоваться Фондом получили 72 страны. Кредиты предоставляются сроком на 4 года тем странам, в которых проводившаяся ранее экономическая политика осуществления структурных реформ дала удовлетворительные результаты и которые предпринимают эффективные меры в регулировании платёжных балансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: