Участок детского сада

§4. Значение участка, его планировка и озеленение

Правильно спланированный и хорошо озелененный учас­ток — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому воспитанию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способ­ствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, при­учаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гиги­еническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воз­духа, влажность, солнечная радиация.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следу­ет. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка следует учитывать следующие требования:

- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

- они должны быть разнообразны по высоте, окраске лис­тьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формиро­вание у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. Должны быть удобный подход к этим деревьям и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный, ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шел­ковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго- восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн крас­ный, ильм и т.д.; на севере — береза (Пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернею­щий), рябина гладковатая, можжевельник, ива кольская, лист­венница даурская и т. д.

Кроме деревьев на участке детского сада выращивают раз­личные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садо­вый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обык­новенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых поме­щений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты; при ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, что­бы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т.д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкно­венный), боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используются вьющиеся растения у зда­ний, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются вино­град (дикий, амурский), жимолость (каприфоль), клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция.

Цветник на участке детского сада. Подбор растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, кото­рые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непре­рывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.).

Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, марга­ритка, незабудка и т. д.

Многолетние растения — это растения, живущие не­сколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всхода летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегета­тивным путем. К многолетникам относятся флокс, пион, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д.

Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солн­цем участках появляется крокус — многолетнее клубнелуковичное растение из семейства Ирисовые. Его можно сажать в рокариях (среди камней), на газонах или рабатках. Для по­садки рекомендуются отечественные виды крокусов: Алатавский (белый), Михельсона (синий), Королькова (желто-коричне­вый) и т. д. Крокусы — самые популярные клубнелуковичные растения, не требующие сложного ухода. Сажают их осенью, в начале сентября, на расстоянии 4—5 см друг от друга (плотно). Пересаживают один раз в 3—4 года. Уход заключается в поливе, рыхлении почвы.

Красочными пятнами можно посадить мускари (мыши­ный гиацинт, или гадючий лук). Он относится к семейству Лилейные. Стебли высотой 10—20 см. Цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые собраны в плотное соцветие — кисть. Цветет в мае — июне. Мускари можно сажать под деревьями и невы­сокими кустарниками, а также в рокариях. Уход заключается в поливе, осторожном рыхлении. Осеннюю и весеннюю уборку листьев следует проводить осторожно, не снимать с растений лиственного покрова, чтобы не нарушить экологическую среду.

Тюльпан (семейство Лилейные) и нарцисс (семейство Амариллисовые) можно выращивать в отдельных группах или в сочетаниях с другими луковичными. Они цветут с конца апреля и до конца мая. Нарцисс следует пересаживать один раз в 3—4 года. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений и пожелтения листьев, хорошо просушивают, а затем, в сентябре, снова высаживают в грунт (на постоянное место) наглубину в три высоты луковицы. Луковичные растения можно сажать в любом месте сада.

Ранней весной участок детского сада украшает разноцветная примула, или первоцвет (семейство Первоцветные). Раз­ноцветным ковром она кажется на зеленом газоне. Однотонным бордюром ее можно высадить на рабатках. Примула неприхот­лива, хорошо переносит пересадку. Размножается весной и осе­нью делением куста, семенами. Растет на солнечном месте и в полутени.

Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цвет­ников, следует использовать в озеленении группу растений: мар­гаритку, анютины глазки, незабудку и т. д. Они неприхотливы, цветут даже без особого ухода, не боятся весенних заморозков.

Анютины глазки, виола, фиалка трехцветная (семейство Фиалковые). Это многолетнее растение можно посеять семенами в июне — июле на затененную грядку, затем сеянцы с 3—4 листьями пересадить на место, не слишком освещенное солнцем, и систематически поливать их. К осени будет готова рассада. Весной растения будут свежими, с крупными бутонами. Массовое цветение продлится до июля-августа. Уход заключается в поливе, своевременном подрезании кустиков (не давать вытяги­ваться), присыпании землей. Если понадобится на место виолы высадить другие растения, не следует ее выбрасывать. Растение можно пересадить в горшки и поставить на веранду, на крыльцо. Оно не боится пересадки и еще долго будет радовать глаз.

Маргаритка (семейство Астровые). В средней зоне это многолетнее растение выращивают как двулетник. Обильно цве­тет в средней полосе с мая по июль на открытых местах и в затенении. Свежее бело-розовое растение нарядно на рабатках, газонах. Хорошо зимует, не боится вымокания. Агротехника подготовки рассады примерно та же, что и у анютиных глазок. Можно осенью делить разросшиеся кусты и рассаживать ма­ленькие растения сразу на постоянное место. Они хорошо уко­реняются и весной рано зацветают. В процессе цветения важно обрывать (отрезать) увядшие соцветия, которые портят внешний вид цветника.

Голубая незабудка (семейство Бурачниковые). Это многолетнее растение радует глаз в весеннем цветнике между разноцветными тюльпанами и белыми нарциссами. В декора­тивном садоводстве используют незабудку болотную, альпий­скую и лесную. Они цветут практически в любом уголке сада, но на ярком солнце бледнеют (выгорают). Незабудки до конца июня украшают цветник. Они хорошо смотрятся под старыми деревьями (в том числе и плодовыми). Растение дает обильный самосев. Незабудки, анютины глазки, маргаритки украшают участок вплоть до цветения однолетних растений.

Если двулетники оставляют на прежнем месте и на сле­дующий год не заменяют другими растениями, то весной их следует подкормить. Вторая подкормка необходима в период бутонизации.

К концу июня начинают обильно цвести однолетние растения. Наиболее неприхотливые, рекомендуемые для озеле­нения участков детского сада, — календула (ноготки), Петуния, антирринум (львиный зев), настурция, бархатцы, лобелия, космея, портулак и т. д.

Антирринум, львиный зев (семейство Норичниковые). Многолетнее растение, но в средней полосе используется как однолет­нее. Венчик цветка напоминает пасть льва, форма цветка привлекает детей. Украшает клумбы, рабатки. Хорошо выглядят небольшие пятна разноцветных антирринумов на фоне зеленых газонов. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Цветет до поздней осени. Размножается посевом семян в грунт. В средней полосе лучше высаживать рассадой.

Бархатцы, тагетес (семейство Астровые). Однолетнее расте­ние. Бывает низкорослым и высоким, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные. Есть махровые формы. Листья рассеченные, перистые. Листья и цветки имеют сильный терпкий запах. Растет быстро, цветет до заморозков. Размножается семенами.

Душистый горошек (семейство Бобовые). Одна из лучших цветочных однолетних культур для вертикального озеленения. Быстро растет, цветет обильно, долго. Цветки разнообразны по окраске, ду­шистые, покрывают все растение. Семена высевают в грунт в начале мая гнездами по 5—6 штук на солнечной стороне. Для продолжитель­ного цветения отцветшие веточки срезают.

Душистый горошек нуждается в опоре. Для этого подойдут колыш­ки, проволочные пирамиды, шпалеры. Его можно использовать для декорирования стен, заборов, окон, изгородей, создающих уютные угол­ки для игр детей.

Календула, ноготки (семейство Астровые). Однолетнее рас­тение, обильно и продолжительно цветущее до заморозков. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Свое название получила за своеобразную форму семян, напоминающих ноготки. Разрастается в сильные высокие (до 60 см) ветвистые кустики с большим количеством цветков от светло-желтого до оранжевого цвета. Есть махровые формы. Размножается легко семенами (самосевом).

Космея, космос, красота (семейство Астровые). Это высо­кое изящное однолетнее растение со звездообразными белыми, розовы­ми, бордовыми цветками. Цветет обильно до глубокой осени. Размно­жается семенами. Хорошо растет на солнечных участках с относительно бедной почвой.

Лобелия (семейство Колокольчиковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетнее. Широко распространен сорт лобелия Эринус. Цветет с июня до октября. Хорошо растет на солнечных местах на перегнойных почвах. Высаживают рассадой. Используют как бор­дюрное растение.

Настурция, тропеолюм, капуцин (семейство Настурциевые). Очень декоративное теплолюбивое, светолюбивое однолетнее рас­тение с яркими бархатистыми цветками (от бледно-желтого до темно- бордового цвета). Цветки простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина: листья похожи на щиты, а цветки — на шлемы. Используется как бордюрное растение для укра­шения веранд, вертикальных стенок, декоративных ваз. Семена сажают в грунт в апреле-мае. Цветет до поздней осени, особенно обильно на солнцепеке; в полутени образует большие листья. Почва нужна рыхлая, но не очень плодородная. Обильно поливают. Плохо переносит пересадку.

Петуния (семейство Пасленовые). Однолетнее растение, имеющее разнообразную окраску: кремовую, белую, лиловую, фиолетовую, раз­ных оттенков красного цвета. Есть махровые формы. Предпочитает открытые солнечные места. Цветет до заморозков.

Портулак (семейство Портулаковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетник. Побеги стелются по земле. Цветки простые, полумахровые, махровые ярким разноцветным ковром усти­лают клумбу. Открываются только в солнечную погоду. Растение цветет с июня до октября. На юге сеют семенами в грунт на постоянное место. В средней полосе высаживают рассадой.

К концу лета зацветают многолетники: флокс, рудбекия (золотой шар), гайлардия и т. д. Продолжают цвести многие однолетние и двулетние растения (астра, виола, маргаритка, гвоздика турецкая).

Астра (семейство Астровые). Многолетнее растение, цветущее с июня до заморозков белыми, розовыми, сиреневыми, лиловыми цвет­ками. Растет на любых почвах и в полузатененных местах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии.

Гайлардия гибридная крупноцветковая (семейство Астровые). Красивое высокое (35—70 см) растение с соцветиями 4—10 см. Цветки пестроокрашенные, в желтой, оранжевой и корич­невой гаммах. Цветет с июля до морозов. Размножается делением куста. На одном месте растет 4—5 лет, после чего необходима пере­садка. Растет на плодородных солнечных местах.

Георгина (семейство Астровые). Цветет со второй половины лета до заморозков. Соцветие — корзинка. Цветки разнообразны по форме и окраске. Высота от 40 см до 1,5—2 м. Размножается делением корнеклубней. После заморозков клубни выкапывают. Хранят в не­отапливаемом сухом помещении до весны.

Гвоздика турецкая, бородатая (семейство Гвоздичные). Многолетнее растение, которое используется как двулетник. Цвет­ки простые, реже махровые, собраны в соцветие-щиток диаметром 10—15 см. Окраска от белой до темно-красной. Цветет в июне-июле. Размножается посевом семян или черенками. Хорошо цветет на солнеч­ных участках на суглинистой удобренной почве.

Ирис, касатик (семейство Касатиковые). Зацветает в июне крупными цветками разнообразной окраски. Растение высокое. Листья мечевидной формы сохраняются зелеными до поздней осени. Растет на солнечных местах на песчаной почве. Размножается делением корневища.

Рудбекия, золотой шар (семейство Астровые). Многолетнее растение высотой около 2 м. Цветет крупными ярко-желтыми (лимон­ного оттенка) цветками с августа до глубокой осени. Стебли прямые, листья разрезные. Размножается делением куста. Используются сорта: рудбекия красная, разрезнолистная, зимостойкая.

Флокс летний, друммонда (семейство Синюховые). Много­летнее растение, обильно цветущее с конца июня по октябрь. Соцветия, собранные в зонтик, расположены на концах длинных стеблей. Цветки разного цвета, душистые. Неприхотлив к почве. Размножается черен­кованием (летом) и делением куста (весной и осенью), предпочитает солнечные места.

Планировка цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлече­ний, спорта.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эсте­тическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве. Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов. Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разби­ваются бордюры — обрамленные полосы — шириной 30—50 см и рабатки.

Удлиненные полосы от 0,5 до 1 м ширины — рабатки — засаживаются одним видом растений или несколькими, расположенными полосами. Растения в композиции подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге и освещен­ности. Для того чтобы растения не затеняли друг друга, высокие следует размещать на заднем плане или с северной стороны. На переднем плане размещают самые низкие.

Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одно­временно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочета­ния розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми. Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.

Рекомендуются посадки цветущих растений в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами.) Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, ду­шистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подо­брать несколько видов, хорошо растущих в определенном кли­мате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.

Уход за растениями цветника. Уход за декоративными рас­тениями состоит из обработки почвы, орошения, удобрения и других приемов агротехники. Использование этих приемов со­здает необходимые условия для роста растений.

Перекопка почвы — прием обработки почвы, обеспе­чивающий ее оборачивание и рыхление, а также заделку удоб­рений. В верхнем слое почвы имеется большое количество семян, корневищ сорняков, яиц и личинок вредителей. При перекопке дернина переворачивается и покрывается слоем рыхлой почвы, в результате чего сорняки погибают. Средняя глубина перекопки должна быть не менее 24—28 см. Время перекопки зависит от климатических условий, состояния почвы. При слишком ранней перекопке земля будет глыбистой, при поздней — почва излишне измельчается. Перекопку проводят осенью и весной.

Боронование — рыхление почвы без переворачивания пласта. Применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за перекопкой, а также для уничто­жения сорняков.

Поделка грядок. Грядки могут быть приподнятыми над уровнем почвы (в уровень с почвой) и заглубленными, в зави­симости от состава и влажности почвы.

Приподнятые грядки делают в том случае, если близко под­ходят грунтовые воды или если почвы холодные и тяжелые, а также если в данной местности выпадает много осадков. Грядки поднимают на высоту от 5 до 18 см. Приподнятые грядки осушают почву, имеют лучшую аэрацию и сток избыточной влаги.

В районах с легкими почвами и малым количеством осадков летом на участках с большой влагопроницаемостью рекоменду­ется устраивать отрицательные (заглубленные) грядки. В них растение не пересыхает и не вымокает. Грядки заглубляют на 5—15 см. Дно делают ровным, без впадин и уклонов. Ориентация всех грядок должна быть с севера на юг.

Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка, что приводит к ее иссу­шению, затрудняет доступ воздуха к корням, ухудшает питание растений, угнетает их рост.

Рыхление называют сухой поливкой. Проводят его на 2—3-й день после сильного дождя или обильного полива, после просыхания почвы и сочетают с прополкой сорняков.

Прополка — один из обязательных приемов ухода. Во время прополки тщательно удаляют корни и корневища сорня­ков, так как каждый отрезок корневища (пырея, вьюнка) дает новое растение. Лучше всего прополку проводить после полива или дождя, когда почва становится рыхлой. Особенно надо следить за тем, чтобы у сорняков не появились семена.

Мульчирование — покрытие почвы в междурядьях тор­фом, листьями, перегноем, навозом, резаной соломой, перфори­рованной пленкой слоем в 2—4 см.

Под слоем мульчи почва остается рыхлой и сохраняет влагу. Подавляется рост сорняков, улучшаются газообмен, поглощение тепловых лучей. Можно в качестве мульчи использовать древес­ную кору, смешанную с минеральными удобрениями: на 1 м2 2,5 г мочевины и 3,5 г суперфосфата.

Высадка растений в грунт. Нормальное развитие растений зависит от соблюдения правил их высадки. За 1—2 ч перед выборкой рассады из ящиков ее обильно поливают. Это поможет сохранить корни, растение будет легко выниматься с комом земли. Рассаду высаживают в пасмурную погоду ранним утром или вечером. Если такой возможности нет, растение не­обходимо сразу затенить скошенной травой, лапником.

Ямки для рассады на грядках делают совком (по натянутому шнуру) так, чтобы корни свободно размещались, не загибались вверх или вбок. Корни засыпают землей, которую слегка уплот­няют. Сразу же после высаживания и полива почву мульчируют торфом, песком или другими материалами.

Орошение включает следующие виды полива: дождевание (полив сверху), опрыскивание, полив по бороздам и т. д.

Дождевание — разбрызгивание воды над поверхностью поч­вы и растений. Проводят утром или вечером. При орошении в жаркий или в ветреный день происходит сильное испарение и возможны ожоги. Норма полива зависит от биологических особенностей растений, их развития, механического состава почвы, погодных условий. У молодых растений потребность в воде меньше, чем у взрослых. Во время цветения и формиро­вания семян воды необходимо больше. На рыхлых песчаных почвах следует производить полив чаще и обильнее, чем на тяжелых.

Поливать растения нужно в несколько приемов. Сначала небольшим количеством воды смачивают гряды, затем поливают более интенсивно. Большинство растений нуждается в обильном, но редком поливе.

Опрыскивание способствует быстрому насыщению влагой воз­духа, охлаждает растения, снижает транспирацию, восстанав­ливает тургор путем поглощения воды через листья и стебли. В результате создается микроклимат, благоприятный для роста и развития растений. Опрыскивают растения летом несколько раз в сутки.

Удобрение почвы — прием, улучшающий питание рас­тений. Декоративные растения, особенно многолетние, сильно истощают почву, так как имеют ограниченную площадь пита­ния. Для нормального роста и развития их необходимо перио­дически подкармливать — вносить удобрения в почву. Допосевное удобрение вносят при перекопке почвы осенью или весной. Расход удобрения 50 г на 1 м2. Припосевное или припосадочное удобрение вносят одновременно с посадкой на 2—4 см глубже семян, что обеспечивает растения питательными веществами, особенно фосфором, в начальный период жизни. Рекомендуются суперфосфат, а также азотные и калийные удобрения в неболь­ших дозах.

Ориентировочные нормы удобрений для жидких подкормок
  Состояние растений   Аммиачная селитра   Калийная соль   Суперфосфат   Норма подкормки
Норма на 10 л воды (ведро), г
  Молодые укоренив­шиеся растения   8—12   4—8   12—18   4—5 м2 грунта

Подкормка растений производится во время вегетации для обеспечения более раннего начала цветения, большей силы роста и лучшего развития. Жидкие растворы удобрений используют для внесения в почву и для внекорневых подкормок (опрыски­вание). Растения подкармливают в пасмурную погоду или вече­ром после дождя или полива. Подкормка производится после укоренения растений и начала их роста.

Особенно полезны подкормки органическими удобрениями (птичий помет, коровяк, навозная жижа). Птичий помет разво­дят в воде из расчета 1 часть на 20—25 частей воды, настаивают в течение 3—8 дней, полученный настой разводят в три раза.

Раствор коровяка готовят следующим образом: 1 часть свежего навоза на 5—6 частей воды. Подкармливают растения сразу же.

Навозную жижу также употребляют сразу, разводя ее в 10—20 раз водой. Можно добавить 10 г суперфосфата на ведро раствора. Подкормку проводят один раз в 10—15 дней. Чаще подкармливать нельзя, так как это вызовет «жирение растений»: они перестают цвести.

В период начального роста растения нуждаются в азотных подкормках, а перед цветением — в фосфатно-калийных.

Борьба с вредителями. При появлении вредителей не следует использовать химические препараты. Лучше применять настои чеснока, бархатцев, томатов, табака, мыла. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыс­кивают этим настоем растения.

Устройство газона. На участке детского сада необходимо найти место для зеленого газона. Газон — это площадь с есте­ственным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Его можно использовать для озеленения возле цветника или плескательного бассейна. Зеленый цвет газона оказы­вает благотворное воздействие на детей, снимает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.

Партерный газон составляет основу цветника. Он зани­мает небольшую площадь. Для устройства такого газона рекомен­дуется использовать следующие растения: мятлик луговой (прекрасно выдерживает суровые зимы и поздние весенние за­морозки), овсяница луговая (рано отрастает весной, не переносит засухи), полевица побегообразная (легко укореняется, имеет многочисленные стелющиеся побеги длиной 30—40 см, которые расползаются по земле, не боится затенения, в сухих районах страдает без полива). Подходит для умеренно влажного климата и райграс пастбищный. Лучше растет на хорошо дренированных суглинках, плохо — на плотных, кислых почвах. В каждой зоне страны ассортимент газонных трав свой — в зависимости от климатических и почвенных условий. Поэтому нужно использовать семена местной репродукции.

На юге, в засушливых местах, хорошо растет свинорой пальчатый. Ему не страшны засоленность почв, суховеи и зной.

Лучший срок посева трав в центральном районе 10—25 ав­густа. Рекомендуется засевать газон семенами одного вида. Это дает самые хорошие «зеленые коврики».

Для игр детей создают газон лугового типа. Луговой газон засевают травами, устойчивыми к вытаптыванию, как правило, 3—5 видов: костер безостый, ежа сборная, полевица белая, овсяница красная или луговая, райграс пастбищный, пырей ползучий и нежный, плевел многолетний, гребенник, житняк, лисохвост, тимофеевка. Добавляют немного клевера белого, лядвенца. Рекомендуется в таком газоне использовать дикорастущие, приспособившиеся к местным условиям травы. Играть на таком газоне можно не раньше чем через 3 месяца после всхода трав.

Участок, подготовленный под газон, глубоко перекапывают за месяц до посева. Выбирают сорняки, известкуют почву, вносят органические удобрения. В тяжелый глинистый грунт добавляют крупный песок, в песчаный — глину, торф, ил. Непосредственно перед посевом вносят минеральные удобрения и обрабатывают участок граблями. Участок тщательно выравнивают и уплотня­ют доской или катком. Смешивают семена с песком (1:3) и равномерно рассыпают по газону (лучше в безветренную погоду).

Посыпают сверху тонким слоем торфа или перегноя и снова слегка уплотняют почву.

Уход заключается в поливе несильной разбрызгивающейся струей воды, в регулярном скашивании травы после отрастания на 10—15 см. Не менее шести раз за лето газон следует подкар­мливать. Зимой не следует ходить по снегу, укрывающему лу­жайки. Это ухудшает зимовку трав.

Вопросы. 1. Какое значение имеет участок для ознаком­ления детей с природой? 2. Как организовать и сплани­ровать участок детского сада? 3. Как правильно озеленить участок детского сада? 4. Какие условия необходимо со­здать, чтобы сделать прогулку детей на участке содержа­тельной и интересной в разные сезоны?

Огород

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собст­венные грядки, примыкающие к их участкам. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору. Площадь огорода рассчитывается из рас­чета 0,5 м2 на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Про­кладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю прово­дить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвес­ти место, где можно поставить стол и скамейки.

На огороде выращивают районированные культуры, непри­хотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбирают быстрорасту­щие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяже­нии весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе ребята выращивают те же огородные куль­туры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажа­на, арбуза.

На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт- лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.),корне- и клубнепло­ды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).

Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).

Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: