С почками» в подготовительной к школе группе

Цель. Учить детей узнавать и называть ветки березы, тополя, яблони и сирени по цвету коры, характеру ее поверхности (гибкая, гладкая, шероховатая), величине, цвету, расположению, запаху почек. Учить сравнивать ветки по определенным признакам. Воспитывать интерес к наблюдениям.

Организация занятия. Поставить на каждый стол по одной вазе с набором веток. У воспитателя — набор таких же веток.

Ход занятия. Спросить у детей: какие деревья растут на участ­ке? Какие кустарники они видели на участке? Как можно узнать летом березу, тополь, яблоню, сирень?

Далее объяснить цель занятия: «Сегодня я научу вас отличать березу, тополь, яблоню и сирень по веткам без листьев и цветов».

Показать детям ветки, стоящие перед ними в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить правильные ответы. Дать возможность всем воспитанни­кам отыскать такую же ветку и показать ее.

Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы: как узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь? Предложить осторожно согнуть ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. Сравнить их по тол­щине: какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них почки. Если они разные, сказать, чем отличаются. С помощью обследовательских действий установить величину почек, их запах, цвет.

Далее предложить детям положить перед собой ветки яблони и сирени, сравнить их между собой и ответить, чем они отличаются (задание аналогично предшествующему). Предложить детям поставить ветки в четыре вазы: в каждую — ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся.

В заключение занятия прочитать детям рассказ Н. М. Павловой «Зимняя пирушка».

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установ­ление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные на­блюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помо­гают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно мо­жет быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: