Задачи: 1. Выделить штаммы продуцентов антибиотиков, 2. Выделить культуру-тестер для оценки антибиотической активности, 3. Отобрать высокопродуктивный штамм, 4. Подобрать оптимальные условия культивирования продуцента, 5. Выделить антибиотическое вещество.
Теоретические основы работы: учебный материал по темам «Бактерии и грибы» (курс Ботаника), «Прокариоты» («Общая бмология»), методическое пособие «Тайны микробиологии» (авторы Смирнов И. А., Евсенко М. С.), дополнительно учащиеся выполняли по заданию поиск информации истории открытия и использования антибиотиков.
Оборудование: набор для самостоятельных и школьных исследований «Тайны микробиологии» (производство компании «Научные развлечения»).
Из комплекта набора «Тайны микробиологии»:
· Чашки Петри
· Компоненты питательной среды
· Оборудования для работы в стерильных условиях.
Схема эксперимента
Порядок выполнения работы:
1. Сначала были приготовлены необходимые питательные среды (среда Чапека и сусло-агар). Для выделения бактерий использовалась среда с антигрибковым препаратом (фуканазол).
|
|
2. Проведена подготовка оборудования: использовались стерильные чашки Петри, одноразовые шпатели.
3. После стерилизации среда была расплавлена и разлита в чашки Петри.
4. Для первичного выделения продуцентов чашки Петри открывали в классе на 15 минут.
5. Спустя 2 недели после посева были описаны выделенные культуры микроорганизмов (пример табл. См. ниже).
6. Далее каждый из штаммов микроорганизмов был выделен в чистую культуру.
7. Используя полученные штаммы и штамм бактерии Escherichia coli (кишечная палочка, предоставлена МГУ) проведен первичный скрининг на антибиотическую активность (оценивалась по величине зоны лизиса на границе культур гриба и бактерии).
8. Один из штаммов грибов-продуцентов был выращен в большом объеме. Из полученной биомассы органическими растворителями выделен антибиотик (неочищенный препарат). Проведен тест на сохранение препаратом антибиотической активности (с помощью дисков фильтровальной бумаги).
Обработка и анализ результатов:
1. В работе по разработанной схеме описывались выделенные культуры, учитывался цвет колонии, каймы и реверса.
2. Обработка результатов выполнялась в программе Excel. Учитывался размер зоны лизиса по каждому из штаммов, частота встречаемости различных штаммов в воздухе.
3. Проанализировав результаты, обучающиеся сделали выводы по каждой из поставленных задач.
Вопросы к работе:
Учащимся в конце экспериментальной части работы было предложено ответить на несколько вопросов:
- К каким систематическим группам относятся выделенные продуценты?
- С чем связаны отличия в антибиотической активности разных штаммов грибов?
- Для всех видов рыб характерны одинаковые температурные условия? Почему?
Отчет о работе:
|
|
Отчет о работе принимался в установленной форме обычной для школьных исследований и включал: введение (актуальность темы, цель и задачи работы), методику исследования, результаты, выводы, список литературы.
Примерный вид графиков: