Цель: изучить антибиотическую активность аэрофитных грибов-микромицетов

Задачи: 1. Выделить штаммы продуцентов антибиотиков, 2. Выделить культуру-тестер для оценки антибиотической активности, 3. Отобрать высокопродуктивный штамм, 4. Подобрать оптимальные условия культивирования продуцента, 5. Выделить антибиотическое вещество.

Теоретические основы работы: учебный материал по темам «Бактерии и грибы» (курс Ботаника), «Прокариоты» («Общая бмология»), методическое пособие «Тайны микробиологии» (авторы Смирнов И. А., Евсенко М. С.), дополнительно учащиеся выполняли по заданию поиск информации истории открытия и использования антибиотиков.

Оборудование: набор для самостоятельных и школьных исследований «Тайны микробиологии» (производство компании «Научные развлечения»).

Из комплекта набора «Тайны микробиологии»:

· Чашки Петри

· Компоненты питательной среды

· Оборудования для работы в стерильных условиях.

Схема эксперимента

Порядок выполнения работы:

1. Сначала были приготовлены необходимые питательные среды (среда Чапека и сусло-агар). Для выделения бактерий использовалась среда с антигрибковым препаратом (фуканазол).

2. Проведена подготовка оборудования: использовались стерильные чашки Петри, одноразовые шпатели.

3. После стерилизации среда была расплавлена и разлита в чашки Петри.

4. Для первичного выделения продуцентов чашки Петри открывали в классе на 15 минут.

5. Спустя 2 недели после посева были описаны выделенные культуры микроорганизмов (пример табл. См. ниже).

6. Далее каждый из штаммов микроорганизмов был выделен в чистую культуру.

7. Используя полученные штаммы и штамм бактерии Escherichia coli (кишечная палочка, предоставлена МГУ) проведен первичный скрининг на антибиотическую активность (оценивалась по величине зоны лизиса на границе культур гриба и бактерии).

8. Один из штаммов грибов-продуцентов был выращен в большом объеме. Из полученной биомассы органическими растворителями выделен антибиотик (неочищенный препарат). Проведен тест на сохранение препаратом антибиотической активности (с помощью дисков фильтровальной бумаги).

Обработка и анализ результатов:

1. В работе по разработанной схеме описывались выделенные культуры, учитывался цвет колонии, каймы и реверса.

2. Обработка результатов выполнялась в программе Excel. Учитывался размер зоны лизиса по каждому из штаммов, частота встречаемости различных штаммов в воздухе.

3. Проанализировав результаты, обучающиеся сделали выводы по каждой из поставленных задач.

Вопросы к работе:

Учащимся в конце экспериментальной части работы было предложено ответить на несколько вопросов:

  1. К каким систематическим группам относятся выделенные продуценты?
  2. С чем связаны отличия в антибиотической активности разных штаммов грибов?
  3. Для всех видов рыб характерны одинаковые температурные условия? Почему?

Отчет о работе:

Отчет о работе принимался в установленной форме обычной для школьных исследований и включал: введение (актуальность темы, цель и задачи работы), методику исследования, результаты, выводы, список литературы.

Примерный вид графиков:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: