О природе Числа

(часть первая)

© Александр Плазар

Контакт с автором: Plazar@rambler.ru

Если, «не отходя от кассы», «брать Быка за рога», то есть само Число, в том обличии как мы привыкли осмысливать и понимать этот Инструмент научного познания Мира, то (вероятнее всего) мы не получим никакого ясного понимания в этой основополагающей проблеме естествознания. Любая попытка изложить его природную сущность, (без ясного представления природы самой материи), изначально обречена. Существующее в естествознании Число – родоначальное дитя Природы, начальный аргумент всех её свойств и качеств. И его природное осмысление неминуемо требует ясных Основ Мироустройства.

В данном изложении природного осмысления Его ВеличестваЧисла, мы будем исходить из таких природных реалий, как пространственная бесконечность, наполненная материальными Мирами разного масштабного уровня, беспредельное структурное деление самой Материи, основы которой построены из однотипных подобных разновеликих объектов. Такого представления уже вполне достаточно для осмысления и понимания естественных физических истоков возникновения в науке основополагающего инструмента познания – Числа. Но чтобы более качественно подойти к этой проблеме, необходимо, всё же, постараться найти числовую доминанту материи вне нашего разумного присутствия в объективной реальности природных Основ. Постараться взглянуть на реалии Природы как бы со стороны, опуская и прощая себе такую абсурдность.

Также в данной статье (по всей видимости) нет особой нужды подробно останавливаться на историческом факторе возникновения и становления всех аспектов, связанных с числовой тематикой. Всё это хорошо известно образованному читателю. Данная тема не ставит перед собой и цель вскрытия богатого мира числовых отношений и оценку всех возможных направлений и теорий. Мы лишь постараемся заглянуть разумным осознанием в святая-святых природной обители Числа, как фундаментального качества структурных материальных Основ. И, естественно, постараемся не нагружать осознание темы специализированной философской терминологией, что (как правило) только вредит однозначной выразительности идейного представления предмета.

Поднимая вопрос о природе самого Числа, надо чётко и ясно понимать, где и как проходит водораздел между его физическим и математическим миром. Надо, естественно, не забывать, что Природа существует без нашей разумной воли, без нашего осмысления её природных взаимосвязей и всевозможных её искусственных отображений. Совершенно беспочвенно причинно связывать наше мышление с числовым фактором физического состояния материи, с изменением её качественных числительных свойств. Но для понимания механизма непосредственной связи между качеством и количеством (на самом элементарном материальном уровне) надо хорошо разобраться в самих начальных основах фундаментального структурного генеза самой материи, понять истоки её элементарных модельных образований. Попробуем начать издалека с простых аналогий.

Растущее на дереве яблоко существует само по себе, обладая набором естественных качеств. А вот фотография этого яблока данными качествами не наделена. Но там и там мы видим одно яблоко, то есть акцентируемся на отображении в нашем сознании количественной особенности явления. Если на этом дереве вырастут ещё два яблока, то их качественные характеристики изменятся, (в том числе и у первого яблока). А на новой фотографии этой яблони изменения качественных свойств мы по-прежнему наблюдать не будем. Но между числом один и числом три (в осознании видового образа) мы установим искусственно разработанные нами правила их соединения в группу. Придумаем значки для этих образов. И далее создадим целую науку – математику, с помощью которой будем исследовать количественные свойства природных взаимосвязей и действий.

Для нас, разумных дознавателей, совершенно очевидно, что машина на дороге и её чёртёж на столе конструктора – совершенно разные качественные вещи, хотя и то и другое отображено в нашем сознании с помощью одних и тех же значковых условностей – чисел. И там и там, у машины по четыре колеса, одному мотору и так далее. Но чертёж и машина – два разных (по качеству!) числительных мира. И могут существовать совершенно автономно и независимо.

Пока для нас всё понятно, но всё равно (в сознании) так и нет ясной картины «что есть Число?» на естественном материальном уровне. Как материя проявляет себя в числовом качестве? И вот тут, как раз, и надо сначала представить самую элементарную структурную модель распределения объектных элементов в пространстве.

Очень многие теоретические мировоззренческие работы (теории и гипотезы), как правило, опускают подробное исследование самых первичных инвариантных категорий Природы, таких как Движение, Материя, Пространство, Размер, Величина, вне связи с какими-либо их производными. Эти фундаментальные Опоры Физики должны постулироваться автором на самой первой странице, и не в туманном изложении, а в ясной модельной конструкции. И сразу же должен быть представлен «Чертёж» (самых самых) общих структурно-динамических принципов Мироустройства, – как, из чего и почему существует вся совокупность того, что мы наблюдаем вокруг себя? А потом уже описывать все детали. И если этого нет, а в основе идейного плана положено лишь частное явление (магнетизм, излучение, иные процессы, и прочие частности, не говоря уже о модельной экзотике), то такая работа требует от читателя огромного напряжения, и не выполняет хорошо своей основной просветительской функции. Тем более, если и в конце… так и не понятно – как же всё-таки автор представляет себе устройство Материи и Вселенной в целом. И говорить о физическом статусе Числа в такой работе – сгущать очередную порцию тумана вокруг частного идейного представления.

Вездесущность и центральное положение Числа в естествознании (да и Науки в целом) говорит нам о том, что его природные родовые корни пронизывают самые Фундаментальные Основания устройства материи, само гопринципа её элементарной структурной организации.

С чего же начинается зарождение осмысления природной объективности в числовом, (то есть в объектно-выразительном структурированном) Мире? Великий приход Числа в наше мироощущение всегда и везде лежит у нас перед глазами – это предметно выразительный окружающий Мир. Всё кругом состоит из вещей, предметов, и их частей в самом широком понимании этого явления. В Природе совершенно нет ни одной бесструктурной области или части. И как бы глубоко мы не вторгались в иные размерные миры, мы нигде не сможем упереться в «нечто», не имеющее частей в своём размерном обличии. Материя структурирована в любой своей размерной части! И это – не предположение, а объективная реальность нашего природного бытия. Бесструктурный «объект» не может существовать в принципе, по причине наличия у него поверхности, через которую осуществляются его взаимообменные связи с окружающей структурной материей.

Таким образом, сам природный окружающий нас мир породил в нашем осознании начальные представления о количестве тех или иных объектных реалий в их групповом сообществе. Зародились численные отличия и правила их сравнительного анализа. И, естественно, – вся письменная значковая атрибутика этого процесса, то есть – математика. И вот здесь, как раз, и произошло чёткое и ясное разделение Числового концептуального Мира на два совершенно разных класса – естественный и искусственный. Но там и там осталось одно и тоже ИМЯ количественного содержания – ЧИСЛО. Хотя физическая и математическая его природа совершенно различны! Различны и области бытия, где числа играют разные роли.

Здесь, (в данной статье), поднимая вопрос о природе Числа, мы акцентируемся на его физическом статусе и предлагаем прилагательное разделение на физические и математические числа. Такое деление вполне естественно и не может вызывать неприязни у грамотно мыслящего человека. Когда математик (до мозга костей) заявляет об отсутствии в Природе чисел, и выставляет на первое место их абстрактное содержание, а физик (как натуралист) утверждает обратное, то говорить об их научной грамотности в мироощущении не приходится. И такого оппонирования в научном сообществе – хоть отбавляй!

Но вернёмся к поискам числового представительно-естественного содержания. Что мы подразумеваем, когда наделяем Число природным реальным качеством?

Как бы не была устроена самая элементарная материальная часть, она всегда и везде будет иметь собственный размерный объём и некоторую связанную оформленность. У такой обособленной части вполне можно найти и конкретное качественное содержательное состояние, в совокупности с её видовой (образной) предметно-числительной данностью. И далее понимать эту часть как естественную числительную Единицу. В философии, такое фундаментальное качественно-числительное единосвязанное содержание именуется Монадой, не лишённой внутренних (подобных ей же) составляющих. И, в сущности, мы не открываем здесь никакой новой Америки. Всё это давно известно.

Вопрос о природе Числа заключён не столько в отображении свойств и качеств монадных групп и их действий в числовом содержании, сколько в поиске естественных природных Начал, свойства и качества которых проявлены во всех числовых отношениях как естественного, так и абстрактно-модельного Числового Мира. Проще говоря, надо найти единые начальные ответы: на множество характеристик числовых отношений, на всю палитру проявленного законодательства числового толка, на наше ощущение того, что особенность Числа – не только в его числительном размере; на чёткое соответствие между конкретным Числом и его (воистину) духовным неповторимым содержанием. И здесь, простой констатацией о бесконечной структурности Мира и простым числовым отражением его предметной выразительности не решить проблемы истинных природных Числительных Начал.

Бросая общий взгляд на устройство Мира, как на множество объективных единиц, мы везде и всегда (воочию) наблюдаем одну и ту же процессуальную картину – отношение Единого с Остальным. И эта реальность неминуемо приводит нас к осознанию того, что в Основах материальной структуризации заложен всеобщий принцип относительного централизма. На любом размерном уровне (естественной структурной основополагающей организации) самые элементарные системы всегда имеют конкретный объектно-динамический центр, своеобразный керн. Не останавливаясь на его особенностях, вполне логично понимать и реальное существование окружающих его подобий. И что особенно важно, что качества керна и его окружения не являются идентичными. Как говорится – «есть в доме хозяин, и есть подчинённые». Но само количество (и простая размерная удалённость от центра) этих подчинённых частей, строго соответствуют конкретике общего качественного состояния всей системы в целом. И это справедливо для любой системы.

С другой стороны, мы являемся и свидетелями другого естественного факта природной организации – стремления к равномерному пространственному распределению однотипных элементов в открытой Природе. И если бы не постоянные катаклизмы (сеятели хаоса) на всех этажах Мироздания, то и мировое Движение пришло бы к своему финальному аккорду. Но для нас (здесь) важно другое. Мы же хорошо видим, что любое полевое множество одинаковых сущностей имеют в своём пространственном распределении предельное состояние только с одной стороны – относительно плотной упаковки. И этот факт является фатальным для природного созидания единого из множественного. Глупо отрицать, что в Природе нет синтеза больших материальных форм из более мелких. Как есть и процесс распада большого на множество маленьких. И все эти процессы никак не могут не выражать свою геометрию без ясных и понятных образов своих плотных состояний. Более естественных геометрических форм трудно представить в трёхмерном объёмном пространстве.

Для семи шариков не требуется особого ума, чтобы выделить себе лидера и окружить его со всех сторон в какой-то плоскости. Для объёмного варианта нужно объединение уже из 13 одинаковых шаров. И уже здесь числа 1, 7 и 13 начинают свою игровую партию. Не маловажно их распределение по слоям и оболочкам плотной упаковки, где на сцену выходят новые участники – 3, 6 и 10. Но начальным числовым физическим объединением, всё же, является непреложный образ «ромашки» – где вокруг центра (единицы) вращается шесть лепестков, три из которых несут в себе обычное зарядовое качество, что порождает определённые силы взаимодействия в их попарном круговороте вокруг центра. И эта немудрёная конструкция (в объединении объектов от центра к периферии), (с соблюдением статусного положения участников) выявляет самую основную числовую естественную последовательность, а именно числа – 1, 4 и 7. (!!!). А если дополнить их окружением следующей плоскостной оболочки, то характерный ряд добавится числами – 10, 13, 16 и 19. (А в нумерологическом сложении эта последовательность будет выглядеть как красивая периодичность: 1. 4. 7. 1. 4. 7. 1…). Не трудно всё это продолжить и далее. И уже здесь хорошо просматриваются числительно-качественные свойства Основ структурной материальной организации.

Мы начинаем убеждаться, что элементарная материальная Единица, (своеобразный монадный Элемент Материи) имеет вполне объективные наглядные структурные основания, и сложен из относительно небольшого числа своих составляющих частей, отличающихся шаговым десятичным уменьшающимся порядком. И на первый взгляд вся эта геометрия кажется довольно наивным забавным делом. Неужто, Природа два века водила нас как детей за нос. А мы высокопарно изобретали такие мудрёные теории, что, в конце концов, сами зашли в формульное болото по уши. Ещё шаг – и утонем!

Но, говоря и исследуя самые элементарные Основы миропорядка, в качестве конструктивных деталей мы берём всё тот же мир «элементарных частиц», образно представляя в своём мышлении множество «каких-то» шариков. И интуитивно, мы «видим» перед собой пространственную протяжённость, наполненную этими объёмными объектами. В качестве главного видового физического состояния такой образной среды (желаем мы того, или нет) будет однозначно выступать их пространственное плотное распределение. А уже потом – все остальные качественно-количественные свойства. Именно здесь, в самих свойствах картины пространственного относительного распределения материальных Единиц и сокрыто основное качественное содержание миропорядка, и (несомненно) всех основополагающих процессных явлений. И куда бы мы не посмотрели, абсолютно везде мы увидим не просто застывшие количественно-качественные свойства, а будем явно наблюдать постоянное их соотносительное взаимопревращение в любой Единице Материи. И если ЭТО всё – естественно и понятно нам, то образы геометрии плотного расположения одинаковых элементов будут непреложным фактом основополагающих принципов структурного генеза Материи.

И здесь мы (пока) рассматриваем только числовую доминанту этого фундаментального Образа, опуская принципы фрактального подобия, структурной динамики, процессного форматирования, соразмерного в целом, и (прочих особенностей), в их относительном единстве.

Главное и Основное в понимании и осмыслении природы Физического Числа (которое на этом уровне имеет только видовой количественно-качественный образ), лежит в сфере разумного представления аргументной первичности количества частей в целом.

Если, к примеру, в стае находится пять журавлей, то оценивать все качества стаи этим числом – не совсем правильно. А вот конкретный выигрыш (как предметное качество) напрямую зависит от количества лотерейных билетов, хотя это количество никак явно не выражено в вещевой сущности. Таким образом, в природе (не элементарно составных вещей и явлений) показать конкретно направленную (качественно-количественную) функциональность однозначно нельзя, по крайней мере – довольно затруднительно. И строить утвердительные научные положения о природном статусе Числа, как родового физического начала – «Всё – есть число!», на уровне не элементарных формаций, – следует с достаточным числом конкретных оговорок. Здесь, как правило, числовой ценз явно отражает образное предметное количество, не играющего решающей роли в его качественном построении, либо наоборот – качества (в большей степени) определяются скрытыми количественными нормами.

Но! Такое положение теряет свою описанную обусловленность на уровне единого естественного структурно-динамического элементарного Начала. Здесь, совершенно все физические свойства (прямым образом) истекают из счётной и несчётной атрибутики модельной системы. Проще говоря, – из конкретного количества составных частей и их удалённости друг от друга. Все остальные аргументы (в том числе и конкретные размерности счётных частей) не являются первичной причиной, определяющей качества конкретного элементарного целого. И такое заявление (как не странно) абсолютно не связано и не подстроено под какую-то модельную элементарную конкретику. Вопрос заключается только в том, чтобы модельная Основа Материи имела конкретную структуру остова из небольшого количества составляющих частей отдельного уровня, связанных общим взаимодействием.

В реальной бытовой Природе мы на каждом шагу видим конкретные скелетные основы в любом функциональном предмете, организме или явлении, с вполне разумным числом конструктивных элементов. Плотность их может быть различна, но везде присутствует выразительный числовой аргумент. Это говорит о том, что конкретные природные естественные Силы определяют конкретику архитектуры природного разнообразия, но сами (в своём элементарном начальном истоке) являются следствием структурно-количественно-протяжённого фактора на элементарном уровне.

Будущее (непременное) открытие структурно-динамического элементарного Начала, как некоторого Объекта, с большой долей вероятности будет содержать в своём видовом облике некоторое относительно небольшое число (взаимосвязанных общими процессами) частей. И с большой долей вероятности, его структурная формула не обойдёт стороной геометрические принципы расположения «точек» в их плотной упаковке. Почти нет сомнения и в том, что основной динамической функцией в такой Первооснове будет являться вращательное движение частей вокруг единого центра, с трансляцией подобия этого явления в каждую подвижную часть. Не останется без работы и внимания и фрактальный принцип, как необходимое условие при беспредельном делении материи. И всё это вместе, (в естественной картине симметричного порядка) ясно и недвусмысленно (воочию) откроет главный природный факт существованиягрупповое упорядоченное объединение единичных индивидуальностей, от числа, и места расположения которых, напрямую зависят все его качественные характеристики.

Появление на научном бомонде проявленной Природой своей элементарной сущности (скажем попроще – Элемента Материи), с очевидностью откроет бесспорный факт реального существования фундаментального явления структурной числовой выразительности, можно сказать диалектику Физического Числа. А это закрепит за ним (и за его математическим письменным отображением) осознанное представление, что любое число не просто описательно-числительная абстракция, а вполне реальная физическая данность Природы, (конечно в образах объектной систематики), с богатыми специализированными качествами. И если мировоззренческие гипотезы и теории не несут в своей элементарной начальной Основе ясной числовой предметной выразительности, то их актуальность всегда сильно проигрывает!

Здесь же следует подчеркнуть и то, что числа начала натурального ряда должны отражать не просто свою порядковую принадлежность, а и иметь свой собственный (конкретно проявляющий себя) характер и звание. И тем самым активно влиять на все качества всевозможных числовых группировок, последовательностей и числовых закономерностей.

Таким немудреным простым образом мы открыли для себя НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ понимания природы Числа, в тесной взаимосвязи её с системными основами устройства самой материи. И хотелось бы думать, что мы сможем постичь эту природу более конкретнее, по мере накопления наших реальных знаний о глобальном окружающем нас Мире. Но в любом случае, уже сейчас мы достаточно уверенно можем положиться на свойства и качества самих Чисел, их различных отношений, и использовать эти законы как направления в осмыслении природной реальности. Само Число очень часто показывает нам верные направления в поисках большой Истины. Но, к сожалению, мы редко внемлем этим числовым откровениям. Начинаем изобретать умопомрачительные конструкции, или наоборот – впадаем в высокопарный маразм примитивизма, обкладывая себя с ног до головы «доказательствами» математического содержания. А понятной и ясной (и главное – простой) ОСНОВЫ… не замечаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: