Правда не есть истина
Прежде чем разбираться с природой таланта дальше, нужно ответить на вопрос: а возможно ли это? возможно ли вообще понять, что такое талант, откуда он взялся и как работает?
Ведь в обществе испокон веку живет идея, что талант - от Бога. Любой талант - играет ли он на скрипке, конструирует ли лазерные ускорители, сочиняет ли модели одежды, - все это неспроста, все это делается под контролем Бога, иначе как же объяснишь, что он - этот скрипач, физик, модельер - может, а остальные - нет. К тому же все читали признания -
поэтов: «Господь водил моей рукой; я только записывал, а сочинял - Он-»
математиков: «я столько лет бился над этой формулой, и вдруг - озарение - она явилась перед моим внутренним взором-»
исполнителей: «я почувствовал присутствие Бога, потому что из моей виолончели полились звуки, ничего подобного которым прежде я из нее извлечь не мог-»
Если эти мнения соответствуют истине, то бессмысленно даже пытаться разобраться в природе таланта. Ведь Бог непознаваем; его симпатии и прихоти подчинены его собственному Закону; не нам на него влиять!..
|
|
Мы думаем иначе.
Мы почему и взялись за это дело, что однажды поняли механизм таланта и убедились: Бог к нему не причастен.
Мы готовы это доказать.
(Чем докажем, кстати, что для Бога нет деления людей на любимчиков и бяк, - для него все равны.)
Мы готовы доказать, что только талантливая работа оправдывает нашу жизнь на земле, - и уже поэтому изначально она запрограммирована в каждого; значит, талант - это механизм природы; а коль так - талант работает независимо от нашего сознания.
Бог - это ответ
Откуда же взялся миф о божественной избранности таланта?
Как ни странно - понять это несложно. Человек не может жить рядом с неизвестным, непонятным, необъяснимым - и не дать этому неизвестному имя. Человек дает имя всему, что он видит, слышит и чувствует - независимо от того, понимает он это или не понимает. Дает имя сразу. Обозначает. Например, самое большое непознанное называют Бог. В том же ряду - Вселенная. И Время: его мы научили измерять на своем муравьином уровне, но познать пока не удалось никому.
То же и с талантом. Когда он есть - это видно сразу. Сразу - едва он начинает работать. Пока он бездействует - он такой, как все, может быть во многих отношениях (нам нравится искать на солнце пятна) даже хуже остальных. Но начал работать - мы снимаем шляпу. И если надо выбирать, кто должен действовать, мы выталкиваем его вперед: ведь у него наверняка получится лучше, чем у нас.
Но почему у него получается лучше?
Со стороны этого не видно. Стали расспрашивать: как ты это делаешь? (Вспомните притчу о первом - летающем - мальчике.) И вдруг выяснилось, что он сам толком ничего не может объяснить. В лучшем случае мямлит какую-нибудь ерунду вроде такой: ну делал и делал; сначала ничего не получалось, а потом словно кто-то стал меня направлять; я сперва даже не понимал, к чему это приведет, но чувствовал, даже знал сразу: иду правильно; а потом вдруг увидал все в завершенном виде, и тогда осталось только исполнить это руками-
|
|
Разумеется, такой рассказ ни у кого восторга не вызывал, потому что два важнейших момента: 1) что его «направляло» в начале работы и 2) почему в какой-то момент это новое он увидал внутренним взором в завершенном виде, - раскрыты не были. Поэтому перенять было нечего. Научиться - нечему.
(Кстати, отсюда мораль: если человек не талантлив - научиться талантливой работе он не может.)
Но факт есть. Значит, он должен иметь имя. Окружающие к этому не причастны, потому что они имеют доступ к этому факту через вторые руки - через посредство таланта. То, что они видят: задача - работа - результат, - ясно и просто; непонятен лишь ход его мысли, по какому принципу он выбрал направление и как решил задачу. Неизвестное ощущает только он. Именно ему и достается честь назвать это неизвестное. И ничтоже сумняшеся талант говорит: моею рукой водил Бог. Ничего не объяснил, но ответ есть, и ответ удовлетворительный. Все довольны.
Все - смертно; мифы - тоже
Чтобы миф родился - Неизведанное должно быть рядом со мной постоянно. Пусть оно не имеет ко мне отношения непосредственно, пусть я только свидетель, - я должен быть в нем уверен, как в том, например, что придет весна - и распустятся цветы.
Чтобы миф стал частью моего мировосприятия, чтобы я поверил в него, - нужно, чтобы он пришел ко мне, как достояние многих поколений. Нужно, чтобы из века в век все таланты, которых интересует только результат, с восторгом благодарили бы за свой успех Бога, а те единицы среди них, которых интересовал процесс (забегая вперед признаемся, что это - гении) - клали бы лучшие свои годы на анализ процесса творчества. Столько книг об этом написано!.. Каждому гению удавалось разложить процесс творчества на детали; потом они эти детали складывали в точности, как прежде было, - а процесс не возобновлялся. Гомункулус в пробирке не возникал. Препарированная лягушечка не оживала. Чтобы и первое, и второе, и третье произошло, недоставало последней детали, и этой деталью - одухотворяющей собранную машину - был Бог.
Если изначально веришь в миф, что заводит пружину Бог, то и все действия - помимо сознания - будут подчинены только подысканию доказательств его непосредственного участия.
Поймите нас правильно: мы вовсе не утверждаем, что этот миф принес вред. Напротив! - он помог сохранить множество талантов: вместо того, чтобы копаться в себе, люди делали конкретное новое дело. И еще: в них было меньше страха перед новым делом - ведь они были не одиноки, с ними был Бог, который - как они не раз убеждались - в решающий момент непременно подсказывал выигрывающий ход.
Так может быть самое лучшее - оставить все как есть и не лезть в эти дебри? не разрушать этот миф? не забирать у Бога такую красивую роль?..
В этом есть резон; но что делать, если мы открыли механизм творчества?
Это наш камень. Неподъемный для одного человека; но нас двое, у нас четыре крепких руки - и мы подняли его. И никуда нам не деться - наша судьба тащить его на верх грандиозной пирамиды, которую успели построить наши предшественники. Мы вовсе не утверждаем, что этот камень должен венчать пирамиду. Конечно же нет! Но сегодня его место - над остальными, выше всех, и эта книга - по сути - отчет о том, как мы тащили свой камень вверх.
Так хочется успеть самим положить его на уготованное ему Богом место!..
|
|
Отчего творчество беспамятно
Нам проще, чем нашим предшественникам, потому что мы знаем построенную ими пирамиду, а вот наш камень - он действительно только наш, это мы его откопали, до нас его не поднимал руками никто. И когда заходит речь о вмешательстве Бога в творческий процесс, мы поворачиваем камень нужной гранью, чтобы вам было удобней прочитать, что на ней написано. Трудно разобрать? - читаем сами: одноканальность души.
Разумеется, мы имеем в виду работу души. Состояние, когда она действует.
Душа может быть и многоканальной - если она работает на прием информации. Уточним: на пассивный прием. Если прием становится активным - значит, образовалась цель, - прием тоже сужается до одного канала.
Одноканальность - это еще одно важное понятие, которое в различных модификациях постоянно будет работать в этой книге.
Одноканальность - это свойство, заложенное в нас природой. (Для тех, кто приписывает все Богу - Создателем.) Именно она позволяет нам действовать результативно. Ведь именно благодаря одноканальности мы можем сосредоточиться. На чем? На любой цели - от «взять ложку» до «что есть истина?». Мы сосредоточились - и на какое-то время (практически это мгновения) весь остальной мир перестал для нас существовать. И это продолжается до тех пор, 1) пока мы не достигнем цели, либо 2) из-за потерь энергопотенциала потеряем ее, либо 3) переключимся на другую цель - если ее энергопотенциал более мощный, чем тот, которым жила первоначальная цель.
Мы не можем делать два дела одновременно. Это запрещено природой. (Зачем - узнаете чуть позже.)
Когда говорят, что Юлий Цезарь мог одновременно делать три дела, это означает, что он был способен очень быстро - практически мгновенно - переключаться с одного дела на другое. Его великолепная память держала наготове все цели, а огромный энергопотенциал позволял вмиг без усилия сосредотачиваться на очередном действии. Он перебирал действия, как четки; со стороны это было неуловимо; лишь он один знал, как это происходит, для него это была игра; и, очевидно, ему нравилась эта игра на публику, раз он к ней прибегал очень часто.
|
|
Точно такова же технология мышления выдающегося гроссмейстера, играющего вслепую на многих досках. Память позволяет ему держать наготове все шахматные позиции, а энергопотенциал - сосредоточиться именно на той, которая у него за спиной в данный момент. Если бы наше мышление не было бы одноканальным, этот фокус никогда бы не удался.
Одноканальность замечательна тем, что обеспечивается минимальными затратами энергопотенциала, да и то один раз - на формирование цели. Едва канал «я - цель» образовался, все процессы в нем текут без помех, без трения; по сути это канал сверхпроводимости для чувства и мысли.
«Если оглянешься - она окаменеет-»
Вы вправе спросить: но где связь между одноканальностью и Богом, диктующим талантливые действия?
Отвечаем: одноканальность объясняет, почему мы не осознаем свой путь к цели, почему упускаем момент рождения талантливого действия.
Чем отличается талантливое Действие от бесталанного?
Талантливое действие производит душа; оно неосознаваемо; оно совершается свободно и дает новый, неожиданный результат. Бесталанное действие производит разум; его главные инструменты - память и навыки; разум пользуется знаниями, добытыми до него, знаниями, превратившимися в шаблоны, а ведь шаблон мертв, из него не добудешь нового, так же как из знания с помощью разума ничего нового не добудешь. Бесталанное действие имеет всего три варианта:
1) соединение одного известного кирпича с другим известным кирпичом,
2) деление кирпича на множество маленьких,
3) раздувание его - насколько хватит сил.
Но во всех вариантах кирпич так и останется кирпичом.
Все элементы бесталанного действия всегда можно восстановить - лишь бы памяти не мешал склероз. Пусть вы восстановите порядок ходов не совсем так, как было на самом деле - это не имеет значения. Пусть вы где-то подшлифуете, приукрасите свою логику - не в этом суть. Важно, что
1) все элементы будут ясны,
2) все подогнаны один к одному плотно,
3) все будут ступеньками к предопределенному результату.
Талантливое действие реставрировать невозможно, потому что - хотя оно тоже состоит из элементов - в нем элементы не нанизаны на шампур логики, как в бесталанном действии, а в какой-то момент - именно в тот момент, когда родилось талантливое действие, - сливаются в целостный, нераздельный процесс.
Талантливое действие - это всегда результат жизни души. Когда ответ уже получен, задача решена, мы можем протянуть от условия к ответу логическую нить - и заполнить все пространство нужными элементами. Объяснит ли это, как родилось талантливое действие? Нет. Потому что в первом случае зеленая лягушечка прыгала, полная жизни, во втором - она мертва. Потому что талантливое действие повторить невозможно. Если вы его все же повторите - это будет бесталанная работа по талантливо исполненному стандарту. Если же вы в своей попытке повторить будете действовать талантливо - у вас получится еще одно талантливое действие, очевидно иное, чем образец.
При бесталанном действии именно одноканальность позволяет выстроить логику последовательных шагов. При талантливом - одноканальность позволяет материализовать жизнь души в живом процессе.
При бесталанном действии вы в любой момент осознаете каждый свой шаг. потому что этого требует логика, без этого вы не вытянете из памяти именно тот элемент, который вам в данный момент необходим. При этом ваше внимание неутомимо совершает маятниковое движение: к цели - к очередному шагу (задание) - к памяти (ответ на задание) - опять к цели - следующий шаг - в памяти подыскиваем подходящий элемент - ориентируемся на цель, чтобы не сбиться-
При талантливом действии этот принцип губителен.
Как только вы создали живой процесс, как только он зажил своей собственной жизнью - ваша роль сводится к тому, чтобы не мешать. Ориентироваться на цель - и не мешать! И если вас потащит неожиданной дорогой - значит, это для вас наилучший путь. И если в какой-то момент прежняя цель исчезнет, уступив место новой, неожиданной, рожденной процессом, - значит, либо прежняя цель была ложной, либо мелковатой для вас.
Обратили внимание? - здесь не маятниковое раскачивание, а неуклонное движение вперед. Здесь нет осознания очередного шага, нет осознанного обращения к памяти за недостающими элементами. Осознается только цель.
И вот представьте, что вы решили проанализировать жизнь процесса. Это возможно лишь двумя способами: либо остановить его (как при бесталанном действии), либо взглянуть на него со стороны. Но если сделать первое - процесс прекратится и лягушечка умрет; и если вы захотите запустить процесс снова - вам придется проделать снова всю подготовительную работу; но даже если он опять возникнет, опять наполнится жизнью - это будет уже другая жизнь и другой процесс.
А второе - взглянуть на процесс со стороны - сделать просто невозможно. Ведь мы одноканальны! Взгляд со стороны создает новый канал, значит, прежний перестает функционировать, процесс умирает - и наблюдать нечего.
Там, где должны были пересечься новый канал (аналитический) и прежний (творческий) - не оказывается ничего. Пустота. Для анализа нужны конкретные факты, но их не разглядишь в черном ящике творческого процесса.
Вот почему ни один талантливый человек не может объяснить, «как у него это получилось». Если он дилетант - талантливое действие наполнит его положительными эмоциями и ему даже в голову не придет разбираться в себе. Если же он профессионал - он осознанно будет отворачиваться от анализа, осознанно отключать разум, погружаясь в себя, давая свободу душе.
Творческое действие - это нормальное состояние работающей души. В ней все происходит по законам природы. И если знать эти законы - можно воздействовать на душу так, чтобы у нее оставалась лишь одна степень свободы - творческое действие. Ну, а если этих законов не знаешь, то не удивительно, что любой творческий порыв воспринимается как чудо, авторство которого, естественно, так легко и лестно приписать Богу.
***
Итак, проблема «талант и Бог» существует с того дня, как у человека, сотворившего нечто необычное, спросили: «как это у тебя получилось?»
Он не смог ответить; другие такие же - тоже; мы объяснили причину, отчего внятный ответ невозможен: одноканальность души. Мы назвали это, дали явлению имя. Но неужели так-таки никто до нас не понимал сути процесса?
Разумеется - понимали.
Когда мы говорим, что место нашего камня - выше остальных, мы вовсе не утверждаем, что этого камня не было до нас. Он был; был всегда; но мы его раскопали и расчистили; и заставили заговорить современным языком.
Что же до проблемы одноканальности, то она была подмечена еще древними. Вот один пример.
Все, кто интересовался в школе греческими мифами, помнят историю Орфея и Эвридики. Напомним: не в силах жить без трагически погибшей юной жены Эвридики (без творческого процесса), великий певец и музыкант Орфей спускается в царство мертвых (память), находит там тень Эвридики (его нерешенная проблема сформировалась), и, следуя за Гермесом (Орфей не знал пути в сегодняшний день, поэтому вместо творческого процесса на первых порах был вынужден довольствоваться работой по навыкам), ведет Эвридику наверх. Орфей знал, что она идет следом, знал, что нельзя оборачиваться; но когда до выхода из царства мертвых остались считанные шаги, не выдержал, обернулся - и все мгновенно было кончено. Эвридика осталась в царстве мертвых навсегда (зарождавшийся творческий процесс умер).
Вот уж где без богов не обошлось!
Орфей - сын бога; Аид - бог подземного царства - предостерегает его: будешь идти к свету - не оборачивайся на Эвридику; бог Гермес и вовсе его наперсник - чуть ли не за руку ведет к цели- И все-таки главная идея мифа: творческий процесс не от богов зависит - только от самого творящего человека. Решает задачи - он сам; обнаруживает проблемы тоже сам. Боги могут предостеречь; могут помочь одолеть 99 темных ступеней; но сотую - она может быть и первой, и семнадцатой, и восемьдесят второй - ту самую, которая рождает творческий процесс, - он должен одолеть сам.