Возникновение искусства и его развитие

Первые элементы художественного творчества относятся к Ориньякской и Солютрейской культуре в древнекаменном веке (верхний палеолит), 35–20 тыс. лет назад. Это:

· отпечатки ладони, зигзаги от пальцев (так называемая меандра);

· круглая скульптура из глины, кости, дерева;

· «палеолитические Венеры» с подчеркнутыми признаками пола (один из первых в истории символов);

· контурные изображения животных, служащих объектом охоты (часто — пронзенные нарисованными стрелами), выполненные с помощью резца, а также охрой, мергалем или сажей. Многие ученые считают прототипом этих изображений обведенные контуром тени, отбрасываемой человеком или животным и используемые затем в ритуальных действиях (эта точка зрения отнюдь не нова — аналогичное суждение высказывает Леонардо да Винчи в своей «Книге о живописи», где говорится, что первая картина могла состоять из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену).

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20–10 тыс. лет назад). Суровый климат в условиях нового наступления ледника. Многоцветные росписи с фигурами бизонов, оленей, мамонтов и других животных сохранились в пещерах Франции, Италии, Испании, России. Наиболее знаменитыми из них являются рисунки из пещер Альтамира, Ласко, Монтеспан, где мощные, монолитные фигуры бизонов переданы экономными, смелыми сочетаниями цветовых пятен и штрихов. Эти эмоциональные художественные образы помогали первобытному человеку лучше ориентироваться в окружающем и часто враждебном мире, глубже познавать его.

Для искусства этого периода характерен богатый символизм: круг (колесо, веретено, свастика) как символ бесконечности жизненных циклов воплощается в числе «3» (так обозначалось небо), крест (квадрат) символ конечности, завершенности, совершенства (так древние представляли землю), спираль, меандр. Однако для изобразительного искусства этой эпохи было недоступно ощущение композиции и соотнесенности различных ее элементов. Подобное понимание отчасти формируется в последующую эпоху вместе с появлением многофигурных композиций, часто объединенных сюжетом на тему охоты. В это время реалистическое изображение животных заменяется схематическим, чаще появляются условные изображения людей. Этот отход от первобытного реализмаобъясняется стремлением к осмыслению собственного места человека в мире, и для воплощения этой философской проблемы искусство находит новые выразительные средства. В этот период охота и кочевой образ жизни сменяется оседлым существованием, и стилем новой эпохи становится орнамент на керамике, т. е., в отличие от чисто мужского стиля предыдущих эпох, это искусство женщины.

Искусство первобытной эпохи — не только изобразительное, но и прикладное (украшения, утварь, оружие), музыка, пантомима, танец, устное народное творчество, фольклор, мифология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: