Культура франков

На развалинах старого Рима (разрушен окончательно в 476 г.) возникли многиегосударства — Византия, ставшая наследницей Античности, и многочисленные варварские королевства: остготское (а затем Лангобардское) на Апеннинах,вест-готское на Пиренеях, англосаксонское в Британии, франкское на Рейне и др. Из всех варварских государств наиболее крупным и сильным оказалось государство франков, основанное Хлодвигом, принявшим христианство, и расширившееся при его преемниках (династия Меровингов).

Искусство варваров несло на себе отпечаток времени — создаваемое в условиях позднеродового строя, оно совмещало собственно эстетические функции предмета с утилитарными. Так, большинство произведений являлось не только украшением оружия, сбруи, одежды в виде металлических пластин, пряжек, подвесок, но и играло роль амулетов. Мир для человека родового строя представлялся непрерывно длящейся схваткой духов, демонов, фантастических сил, и воин украшал свои доспехи изображениями таинственных врагов, обезвреженных, превращенных в игрушку, заставляя их таким образом служить себе. Эти произведения включают и изображения животных — как правило, могучих, стремительных, коварных и жестоких, оплетенных вязью растительного орнамента. И сам стиль в своем названии несет содержание произведений: тератологический — ужасный, звериный. В это время складывается так называемый и полихромный стиль: изделия из металла украшаются вставками из драгоценных камней, цветного стекла, эмали.

В это время начинается строительство церквей — первоначально небольших, грубых, но дублировавших план римских базилик (где прямоугольное здание, вытянутое в длину и в плане представляющее крест, делится на три, пять и больше продольных нефов, с входом в западной части и полукруглой апсидой с алтаремв восточной). Первые изображения христианских святых, погруженных в орнаментальную вязь из причудливых растений и фантастических животных, сначала были выполнены в «тератологической» манере, использующей элементы народного творчества: фольклорные мотивы, языческую фантастику, животный эпос, любовь к яркой узорности.

При Каролингах (VIII–IX вв.) монументальная архитектура и скульптура были представлены не так ярко, и главными памятниками становятся иллюстрированные рукописи, где встречаются миниатюры, воскрешающие эллинистическую традицию, — то с пластичными, живописными фигурами (Аахенское евангелие Карла Великого), то предельно экспрессивные по графической манере (в евангелии Эбо), то неожиданные, как миниатюры утрехтской псалтири.

Наивысшего расцвета раннефеодальная европейская культура достигла при Карле Великом, легендарном герое эпоса «Песнь о Роланде», устроившем при дворе школу, именуемую Академией, где он сам и его приближенные занимались «свободными науками» — упражнениями в риторике, грамматике, диалектике. Карл Великий мечтал восстановить связи с эллинистической культурой, поощряя художников, поэтов и ученых, однако сам оставался неграмотным. Отсутствие естественной преемственности с Античностью обусловило основные черты каролингского искусства, являвшегося неустойчивым соединением разнородных частей. Распад империи Карла и возникновение на его основе Франции, Германии, Италии означал начало новой эпохи и в развитии искусства Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: