Свержение монголо-татарского ига и становление Московской Руси (XIV–XVII вв.)

Вторая половина XV в. отмечена подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В это время центробщественно-политической и культурной жизни под натиском иноземных вторжений постепенно перемещается с юга на северо-восток, где с середины XIV в. устанавливается гегемония Москвы. Именно Московское княжество, преодолев феодальную раздробленность Руси, возглавило борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. стало основой единого и независимого государства.

Становлению русского национального самосознания во многом способствовала доктрина православия «Москва — третий Рим», выдвинутая в XVI в. монахом Филофеем. Инок считал, что падение первого Рима было связано с переходом вселенской власти от языческих императоров к католическому первосвященнику. Вторым Римом стал Константинополь, столица Восточной Римской империи, центр православия. Гибель Византии Филофей связывал с греховным союзом греков с католиками. В этих условиях последним оплотом православия осталось Московское царство, где вскоре религиозные идеи избранничества стали отождествляться с имперской властью русского царя, а сама церковь попала в подчинение государству.

Литература и зодчество Руси

Основным жанром XIV–XV вв. становится воинская повесть, где доминирует тема монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» полны высоким патриотическим чувством и поэтическим пафосом. Русская архитектура после монголо-татарского разорения переживала пору упадка и застоя, однако с конца XIII в. в зодчестве происходят важные изменения. В частности, новгородские постройки существенно обновляются за счет использования местного волховского плитняка, сочетающегося с валунами и кирпичом и пришедшего на смену плинфе. Изменению подвергается и конструкция храма, где из трех апсид остается одна, по-новому организующаяалтарную часть. Среднерусские церкви строились из местного камня, их белили, чтобы известняк не выветривался. Их архитектурный облик оживлялся асимметричными крыльцами и папертями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: