Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Более глубокие знания о чужой культур




6. Способность к самонаблюдению.

7. Большая терпимость к неопределенности.

8. Установка на эффективность общения и адаптацию к чужой культуре.

9. Принадлежность к коллективистским культурам.

Использованная литература:

1. Верещагин. Е.М. Костомаров В.Г. Язык и культура. М.,1983.

Шарков Ф.И.Основы теории коммуникации.- М., 2002.

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., Киев,1999.

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин. А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.,2003.

5. Назаров М.М. Массовая коммуникация. М.,2000

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Генезис массовой коммуникации.

2. Коммуникативные стратегии, типы коммуникации, функции коммуникации.

3. Основные модели коммуникации, элементы и механизмы коммуникации, компоненты коммуникации.

4. Кодирование и декодирование информации.

5. Какую роль играет в жизни человека культурная идентичность, этническая идентичность, личная идентичность.

6. Процессы инкультурации и социализации как формы освоения своей культуры.

7. Аккультурация – как процесс освоения чужой культуры. Основные стратегии аккультурации.

Практическое задание:

Попробуйте разобрать, насколько уместно выражение «Чужой среди своих, свой среди чужих».


[1] Следует напомнить, что под «антропологией» понимают науку о фундаментальных проблемах существования человека в природной и искусственной среде, т.е. всю совокупность знаний о человеке, включая археологию, этнографию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную антропологию. Исследования культуры в рамках этих наук позволили обнаружить в основе многообразия типов культур некое универсальное начало, индивидуальную психологию в историческом и функциональном подходах.

[2] Л.А.Уайт. Культурология// Работы Л.А.Уайта по культурологии (сб. переводов) М.,1996. С. 164.

[3] Парадигма – греч. - образец, пример; в эпистемологическом аспекте - «парадигма» рассматривается как совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений, технических приемов как образец научной деятельности; смена парадигм связана с переключением сообщества на новую систему мировидения и ценностей.

Эпистемология – философское учение, в котором знание исследу3ется как таковое, его строение, структура и функционирование.

[4] Семиотика (греч.semeion – знак) научная дисциплина, изучающая производство, построение, функционирование знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Любые культурные феномены неизбежно закреплены в знаках.




[5] Постулат (от лат.postulatum –требуемое) –положение, суждение ,принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, не сопровождаемое доказательствами, то же, что и аксиома.

[6] А.С.Панарин. Глобальное политическое прогнозирование. М.,2001. С.44

[7] Во Франции, в пещере Шове провинции Арденн, сохранились самые древние из известных в настоящее время, наскальные росписи - на них изображены разные животные, включая прайд львов. Образным мышлением, по мнению некоторых ученых, могли обладать люди более ранних периодов, жившие 400 тыс. лет назад и более.

[8] Идея «гуманитарной культуры» с эпохи Возрождения играла значительную роль в развитии Западного мира: основным принципом этой идеи являлось утверждение, что уровень знаний зависит от их количества. Но усвоение знания ограничено естественными возможностями человеческого мозга, в то же время, как общий объем знания как информации растет по экспоненциальному закону.

В 1997 году в США вышла книга «Технологические сингулярности» Пола Курцвейна, где рассматриваются эти закономерности. Согласно ее выводам: сегодня объем информации увеличивается в 2 раза за 5-6 лет, к 2030 году увеличение объема информации будет происходить через 2-3 года. Следовательно, объять ее в индивидуальном порядке во всей глубине невозможно, поэтому восприятие знания обречено становиться все более поверхностным.

Сегодня большую роль в оснащении ума начинает играть не школьное образование, а его визуальное подобие, потребляемое по телевидению, в компьютерных сетях, т.е. приобретаемое статистическим образом, а не в результате системного образования.



[9] Э.А. Поздняков. Философия культуры.М.,1999, с. 9.

[10] Онтология ( греч. оn – род, ontos – сущее -…логия), учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

[11] Артефакт (лат.artefactum-искусственно созданный). В данном контексте: материальный объект-носитель художественного смысла.

[12] Под смыслом подразумевается возникающее в сознании значение, которое выражено в той или иной системе кодов (слова, образы, звуки …). Классическое определение смысла предполагает, что смыслы – это отражение отношений информационного субъекта к окружающим его объектам мира.

[13] Н,А.Бердяев Самопознание, - М.1991. – с.320-321

[14] Б.А.Успенский. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы// Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.:Гнозис,1994, с. 265-279.

[15] В.С.Библер Культура как диалог культур. // Проблемы эпохи Средневековья. Ученые записки Моск. культурлог. лицея №1310. М.,1998 вып №.3. С.15-45.

[16] П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.- с.218-219.

[17] Ильин Г.Л. Образование и культура .М. Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992,с.38.

[18] Г.И.Гердер Идеи к философии истории человечества. М.,1977, с.441-442

[19] К. Маркс, Ф. Энгельс .Т.27 с.401-403. Письмо к П.В.Анненкову

[20] Л. Мамфорд . Техника и при рода человека. Цит. по : Христоматия.Культурология. /сост. П.Я. Гуревич. М.2000,

С. 128-131.

[21] Э.Фромм. Иметь или быть? М.,1990.

[22] Н. Бердяев. Философия творчества культуры и искусства. М.,1994, с.525.

[23] Й.Хёйзинга. Homo ludens.Человек играющий. М.,2003.

[24] Типология – метод научного исследования, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, поиск их идентификации, выявление закономерностей, позволяющих предсказывать существование неизвестных пока объектов.

[25] К этому вопросу мы обратимся в одной из лекций, посвященных исследованию цивилизационных процессов.

[26]Дополнительно эти понятия рассмотрены в культурологическом словаре.

[27] По выражению В.В Кандинского « … повозку человеческой культуры тянут вперед и вверх талантливые люди. Плодами их трудов затем пользуются все остальные, но мотивы, которые заставляют одаренных людей самоотверженно трудиться над открытием новых истин и превращением их в доступные другим тексты, образы, остаются тайной каждого творца, его личным счастьем и болью». (Т. Потапова «Научное пространство И. М. Гельфанда. В мире науки.№9,2006, с.17)

[28] Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс. М.,2003

[29] Бодрийяр. Систем вещей.М,1999

[30] А. Моль Социодинамика культуры. М. . 2005.

[31] Л. Sklair L. Sociology of Global System. N.Y.:199

[32] Аномия (франц. Anomie –отсутствие закона, организации), обозначение состояния общества, при котором большинство населения оказывается «вне» общества, вступая в конфронтация с ним.

[33] Аксиология (греч. Axia – ценность) философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, поступков, деяний.

[34] А.Ф Лосев Проблема символа и реалистическое искусство. Гл.2.М., 1976

[35]В качестве примера рассмотрим слово «стол»: для разных языков слово «стол» имеет однозначное понятийное содержание (означаемое), но его акустический образ (означающее) различен, произволен в звуковом отражении в разных языках : стол, der tische, the table.

[36] Barthes R. Elements of Semiology/Trans. A.Lavers, C.Smith.N.Y.1968.p.9

[37] Peirce C.S. Collected Papers, II and IV Cambridge,Mass.,1932-1934

[38] Конвенциональность - произвольные соглашения(конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и т.д.

[39] Релятивизм- относительность и условность познания; а также изменчивость и субъективность.

[40] См. Кармин. Культурология.СПб.,200, с.69-72.

[41] от лат sacer, посвященный богам, священный

[42] Коннотация – отношение между смыслом (коннотатом) и тем, что этот знак означает или должен означать для пользователя (именем). Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта и имени. Коннотативные значения подвижны, латентны, носят социокультурный характер.

[43] Инсталляция (англ. -installation) в современном изобразительном искусстве композиция из реальных (натуральных) предметов, объединенных единым художественным замыслом.

[44] Аналогична современная клип-культура: от рекламы до танцевального сопровождения вокальных произведений или телодвижений современного поп-певца (походка, жесты рук, позы), все направлено на смещение акцентов в область архетипического начала, наиболее часто апеллируя к сексуальным смыслам. Значит, неважно о чем поют, важно, как движутся, т.е. какие знаковые системы при этом используют?

[45] Мартин Хайдеггер. Фрагменты ранних греческих философов /Ред. А.В.Лебедев. ч.1, с.103М.,1989

[46] он же Письмо о гуманизме/ Проблема человека в западной философии. М.1988,с.354

[47] М.Я. Гефтер. Цит. по «Языки и культура». М. 2001. С.208

[48]Аллюзия( лат.- allusion-шутливый намек), т.е. прием. неявного невербального обозначения кого-то или чего-то без прямого указания на объект номинации, посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного факта, имени, исторического события, литературного произведения..

[49] Э. Сепир. Коммуникация// избранные труды по языкознанию и культурологии М.,1993,с.211.

[50] Ф. Ницше, Опыт самокритики. Соч. т. 1 М.:Мысль, 1990.с.391

[51] Подробнее можно познакомиться с этим вопросом в приложении тема «Культура и коммуникация»

[52] Пример интерпретации текста отрывка из рассказа «Чужая девочка» Шварца. «Маруся, поссорившись с мальчиками, села в лодку одна и уехала вниз по реке. Мальчики вспомнили – там плотина. Они отправились на поиск, вдруг Сережа увидел какой-то красный предмет, он плыл по реке. Сердце его заколотилось, это была Марусина красная шапочка». Этот текст может быть воспринят как простое перечисление событий, но может быть прочитан способствует знание иностранных и более глубоко, «Марусина красная шапочка» означает гибель девочки. Можно интерпретировать систему событий рассказа как систему мотивов действующих лиц: ссора, обида, раскаяние и т.п.

[53] Структурализм – обозначение сферы гуманитарных исследований, избравших предметом исследования совокупность(структуру) взаимных отношений в развитии различных систем.

Постструктурализм – развитие структурализма на последующем этапе, как и структурализм опирается на концепцию знака как единства означающего и означаемого, признавая ее относительность.

[54] Ролан Барт. Цит. по: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.:Русс.нац. фонд, 2000, с.178.

[55] Там же.

[56] П.Рикёр. Конфликт интерпртаций.М.: Медиум,1995

[57] Ф. Ницше.Утренняя заря.- «Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век». С.325-326

[58] например, широко распространенный обычай гостеприимства. В давние времена этот обычай имел глубокую смысловую нагрузку: и хозяин и гость должны были продемонстрировать свою благожелательность по отношению друг к другу. Они наиболее полно реализовывались в особом ритуале совместной трапезы. Разделить еду с кем-то было равносильно некому магическому действию, аналогичному акту братания, устанавливающему как бы родственные отношения между всеми разделяющими трапезу. А брат на брата руки поднять не может!

[59] Категорический в смысле безусловный. Императив – как повеление.

[60] Х.Ортега-и-Гассет. Восстание масс.– Вопросы философии, №3,1989, с.144.

[61] В научном смысле Этика определяется как наука, предметом которой является мораль и нравственность в диахронном и синхронном срезе.

[62] Культурология. ХХвек.Энциклопедия.т.1,СПб.,1998, с.37-39.

[63] Конфуцию (Китай,У1 век до н.э.) принадлежат слова: «Чего не желаешь сам, не делай другому». Сенеке (Древний Рим, 1 в. до н.э.): «Что ты желаешь другим, того же от других для себя жди» Категорический императив И.Канта по сути является обобщенной и развернутой формой золотого правила.

[64] Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение)

[65] Ж. Бодрийяр. Система вещей.М.,1999 Соблазн.М.,2000.

[66] Вс.С. Соловьев. Русская идея. М.,1992; Н.А.Бердяев . Русская идея // О России и русской философской культуре. М.,1990.

[67] А.Ф.Лосев. Миф. Число. Сущность.С.112

[68] С.Капица К диалогу Науки и религии. В мире науки. 2007,№10(октябрь) с.3-4

[69] Ф.Шлейермахер. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. Спб.,1994

[70] К.Г.Юнг. Архетип и символ. М.,1991

[71] А Мень. История религии в 7 томах. М.: Слово.1991,т.2 Магизм и Единобожие: религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.С.256)

[72] Анимизм –от лат.anima,animus – вера в существование душ и духов.Реки, камни, растения, животные, солнце ветер и т.п. –все имело душу, способность помогать или вредить человеку. Следует заметить, что элементы анимизма имеются в любой религии.

[73] Тотемизм – вера в свое родство с растениями или животными (реже с предметом или явлением природы).Тотем существовал как реальный предок, дающий имя роду, тот , от которого зависит жизнь.

[74] Фетишизм ( идол, талисман) представляет культ неодушевленных предметов (перо тотемной птицы, клык убитого зверя), обладающих, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Поклонение Кресту, мощам, иконам в христианстве тоже проявление фетишизма, как и поклонение Черному камню в Мекке у мусульман.

[75] Шаманизм – вера в посредничество особо выделенного человека между духами и людьми. Шаманы – первые профессионалы религии. Основа существования двух миров, соседствующих друг с другом.

[76] П.Тиллих. Избранное. Теология культуры. М. ,1995, с. 329.

[77] По данным социального психолога Майкла Харта (США), в списке 100 самых влиятельных личностей в истории, первые места занимают соответственно Мухаммад, Иисус Христос, Будда, Конфуций, правда, на втором месте оказался Исаак Ньютон. Первые места принадлежат религиозным лидерам, так или иначе связанным с основанием и построением монотеистических религий.

[78] В.В.Розанов Религия, философия, культура. М.:Республика, 1992 с. 294,295

[79] Э.А.Азроянц Глобальный мир, выпуск 7, с. 9, 2003.

[80] В. Ж Келле. Цивилизация как социокультурное образование.// Цивилизация, культура, личность, М.,1999.

[81] Рефлексия от лат.reflexio – обращение назад. Самопознание, осмысление своих поступков, самонаблюдение, склонность к самоанализу.

[82] В.С.Соловьев считал, что действительное движение истории состоит в передаче культурного наследия. Народы монголоидной расы переняли буддизм, возникший как учение в Индии, и это определило развитие духовный характер и культурное развитие Восточной и Северной Азии. Многие народы Северной Африки и Азии сначала усвоили просветительские устои эллинизма, а затем и христианства, позднее – исламской религии аравийского пророка Мухаммада.

[83] Следует подчеркнуть, один самых ярких признаков цивилизации – превращение всех ценностей в товар, это и есть признак отчуждения не только труда, но и человека и общества человека и природы, человека и его душа.

[84] Альфред Вебер(1858 –1958)- брат Макса Вебера, создатель оригинальной культурологической теории.

[85] А.А.Пелепенко, И.Г.Яковенко. Культура как система, М.1999

[86]В.Ж.Келле Там же.

[87] См. приложение: Культура и коммуникация.

[88] А.Моль. Социодинамика культуры.М.:Прогресс.1973)

[89] Вестернизироваться - значит войти в состав богатого и сильного Севера, господствующего над бедным и зависимым Югом

[90] И.Я. Яковенко Глобальное сообщество и локальное сознание. Сб. Глобальное сообщество. М.,2002, с.204.

[91] Ясперс к. Смысл и назначение истории.,М.,1991,с. 34.

[92] И.Г. Яковенко. Там же. С 205

[93] А.А. Зиновьев.Глобальное сверхобщество и Россия».Минс-М.,2000.с70

[94] как образца для всего человечества и представлений о необходимости модернизационного движения в направлении, определяемом Западом.

[95] Эсхатология - религиозное учение о загробной жизни, «конце света».

[96] Т.е. смысловое или сопровождающее социокультурное значение, необходимое для понимания текста сообщения в целом, оно связано с ценностными представлениями получателя информации, пониманием культурного кода, проявляющегося в частных смыслах сообщения, особенностях его презентации.

[97] Дискурс (познелат. –рассуждение, довод) является видом речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений, высказываний участниками коммуникации или сложном коммуникативном явлении, включающем, кроме текста, также представления о мире, мнения, установки, цели адресата».

[98] Напомним, что под культурным кодом – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека (в художественных произведениях, поведении, языке, правах и т.п).

[99] Любопытным является восприятие событий, описанных в “Гамлете” представителями африканских племен (женитьба брата короля - Клавдия на Гертруде в период траура естественное явление, вызывающее одобрение, призрак отца Гамлета не нашел отражения в сознании, Полоний поступал неверно, т.к. стать любовницей сына короля- честь, богатство)СГ..Терминасова.Язык и межкультурная коммуникация. М.,2000 .

[100] Верещагин Е.М., Котомаров В.Г. Язык и культура,М.1990. С 26-30.

[101] В.А.Звегинцев Язык и лингвистическая теория,М.2001. с. 216

[102] так при обучении американцы легче и эффективнее воспринимают игровые или соревновательные задания, в то время как автоматизирующие упражнения лучше усваиваются японцами.

[103] Пелипенко А.А.,Яковенко И.Г. Культура как система, М.,1998.С.10

[104] Там же, с 120

[105] Около 2/3 форм поведения человека опре6деляется стереотипами. Особое место в стереотипизации поведения и в известной мере- сознания, занимает СМИ.

[106] Гуревич А.Я. Время как проблема культуры// Вопросы философии, 1969, №3, с.105.

[107] Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных способах классификации Пер с фр. М.1996.

[108] Пиз.А. Язык телодвижений. М.,2001.С.11

[109] Например, болгарские студенты употребляют слово Амбициозный в значении положительной характеристики, в то время как в русском языке ему соответствует отрицательная коннотация. Таким образом это слово, являясь заимствованием в обоих языках, понятийно совпадает, но имеет разную коннотацию.

[110] Например, студентка из Германии не могла понять, почему русские студенты ее товарища называют Левшой, так как она заметила, что все что он делает, он делает правой рукой.

[111] Hall E.T. Understanding Cultural Differences.Main,1990, p.3-5.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 306; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9819 - | 7685 - или читать все...

Читайте также:

 

3.234.210.89 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.011 сек.