Философская концепция человека и современной науки

Наука всегда опирается на концепцию человека, его места в мире. Концепция человека складывается с глубокой древности, начинается в мифологии. Постепенно представления о человеке усложнялись. Усложнение процесса производства влекло усложнение концепций возникновения человека. Возникло отождествление человека с богом. Сотрудничество и соперничество человека с богом присутствует в древней мифологии. Промежуточное состояние между богом и человеком – герои – дети человека и бога. Потомки героев – аристократия.

В христианстве бог и человек разделены гораздо сильнее. Не может быть сотрудничества, человек может только молиться. Познание человеком самого себя через познание бога.

Позднее возникает наука, которая исследует человека как часть природы. В Новое время поставлен вопрос об отличие человека от окружающей его природы. Паскаль: «человек – мыслящая тростинка, достоинство человека в мысли».

Кант: Познание человека имеет ограничения, мир для человека полностью не познаваем.

Материалисты: человек-часть природы, живет по законам природы, способен развиваться и изучать природу.

Гегель: человек-это духовное существо – максимальная ступень развития. Мировой дух стремиться к самопознанию и делает это через отдельных людей, но для этого ему необходимо себя развернуть: развить общество, социальные структуры. История общества – история познания мирового духа. Человек – это частичка, представитель мирового духа.

Фейербах – антагонист Гегеля: человек живет по законам природы, познает его с помощью своих органов чувств.

Марксизм: концепция социальной-надприродной формы материи, человек-социальное материальное существо. Человек подчиняется и законам природы и социальным законам. В социальной сфере возникает понятие сознания человека – противоположное материальному. Материальная и духовная компонента в человеке. Энгельс: человек это высшая форма развития материи, природа в человеке познает сама себя. Человечество исчезнет, когда звезда (по имени Солнце) погибнет. Гибель человечества может произойти в результате внешних событий природы. Порождение жизни является закономерностью развития самого мира. Немного позднее возникла концепция русского космизма. И, таким образом, у цивилизации появился шанс выжить в случае катаклизма.

Энгельс «Диалектика природы»: социальные механизмы формирования человека, труд создал человека в известном смысле.

В 20 веке появляются новые концепции развития человека и его места в мире. Артур Кёслер (писатель). Человек-ошибка эволюции. (Слепящая тьма). У человека есть масса недостатков, которых нет у животных, немотивированная агрессия, организованные массовые убийства индивидов своего вида.

Ж.Моно(ученый, лауреат НП) «Случайность и необходимость». Человек – результат генетической ошибки, наш номер выпал в рулетке в Моне-Карло.

П. Тейяр де Шарден (ученый и религиозный деятель) «Феномен человека» - попытка соединить религиозную (каталическую) концепцию мира с диалектической (марксистской). Рассматривал эволюцию в пределах земли. Постепенно человек сближается с богом и в конце должно произойти слияние человека с Иисусом Христом. Как-то так:

Иоан Кронштадский считал, что мир статичен, бог не развивается. Парадокс: бог как перводвигатель в возникновении мира не может создать и развивать мир, т.к. сам он статичен.

Синтетическая концепция эволюции – совмещение дарвинизма и генетики.

И.И.Шмальгаузен (1884-1963) рассматривал возникновение человека как глобальный ароморфоз. В живой природе существуют крупные скачки - ароморфозы, между ними происходит идиоадаптация – изменения, выраженные слабо, общая дегенерация – процесс регресса организмов. Физики задумались о значении констант, можно ли их изменить и как от них зависит развитие мира и жизни на земле. Выяснилось, что другие значения констант привели бы к невозникновению жизни и человека на земле. Вселенная развивалась так, чтобы могло возникнуть разумное существо - человек. Появление человека подготавливалось в ходе развития материального мира, его появление не случайно.

Ряд физиков в 70-х г. 20 века сформулировали антропный признак. Вселенная постепенно готовилась к появлению разумного существа. Из факта существования человека можно сделать вывод, что природа подготавливала почву. Человек не является случайным существом. Внутренняя связь между человеком и окружающим миром.

Процесс развития можно представить:

Развитие, идущее на конус, должно прийти к сужению, т.е. концу развития. Каждая ступень эволюции материи. Не все возможные химические вещества возникают в природе. Сейчас каждый год синтезируют огромное количество новых веществ. Новые биологические виды может создавать человек (новые сорта растений, виды собак, кошек). Развитие представляет большую степень утраты возможностей, чем реализации. Материальный мир обладает огромной возможностью по созданию нового, но реализовать их материя неспособна.

Возможно предположить, что материальный мир породит фактор, способный реализовывать нереализованные возможности:

1. Он может быть материальным и вытекать из противоречий ее развития.

2. Этот фактор должен когда-то возникать, быть закономерным результатом развития

3. Должен обладать универсальным содержанием, которое ему позволит взаимодействовать со всеми формами материи и реализовывать нереализуемые возможности развития

4. Чтобы обладать таким содержанием – он должен быть наивысшим ступенью развития материи

5. Этот фактор должен иметь особую форму активности, которая направлена на изменение преобразование, доразвитие нижележащих форм материи.

6. Должна открывать новую ветвь развития, в процессе развития сохраняет свою общую природу.

Такой формой материи оказалось человеческое общество. Сущность человека – воспроизводство себя в процессе труда. Человек – это единственное бытие и сущность, которое творит и изменяет самого себя. Человек существо универсальное, которое совершает трудовую деятельность, которая направлена на любые другие объекты и процессы. Реализует способности, которые природа создает, но сама реализовать неспособна. Вместе с человеческим трудом возникает реальность сознания или субъективная реальность.

Кант – человек ничего не знает о вещи в себе. Кант сенсуалист, т.е. вся информация человеку поступает через органы чувств. Помимо этого есть вещь в себе. Т.е. вещи, которые существуют по своим законам, им присуща объективная реальность.

Проблема критериев истинности: чем истинность отличается от неистинности. Как мысль с вещью сравнить? В 19 веке операции с вещами стали развиты и Маркс высказал, что мы создаем мысленный образ и потом его проверяем на практике. Мы можем создать искусственно красители. Если краситель имеет тот цвет, который задумалось – то можем понять, что получилось то, что задумывалось. Вещи изменяются по законам природы, а мы предсказываем, что произойдет в результате наших экспериментов. Если результаты совпали с вещью – то значит, мы понимаем, как это работает.

Условия адекватного познания бесконечности:

Существуют конечные области мира, репрезентативные для бесконечного мира в целом, т.е. сущность бесконечного представлена наиболее полно.

Сущность мира может быть определена через противопоставление его через некоторой реальности в самом бесконечном мире. Эта реальность должна быть универсальной противоположностью мира и находится в отношении сущности к бесконечному миру в целом.

Универсальная реальность должна находиться в репрезентативной области/ях, доступной/ых человеку.

Должны быть области наивысшего развития мира, человек должен возникнуть в такой области и иметь возможность определить, что он находится в такой области. Место человека в мире оказывается очень интересным. Человеческое сознание – это противоположность материи. Человек преобразует другие формы материи и создает техносферу.

Книжки:

Орлов В.В. «Основы философии» ч.1,2 Пермь, 2012

Орлов В.В. Материя, развитие, человек. 1974.

можно достать на сайте: vvorlov.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: