Интерьер: виды интерьера

Глава 1. Теоритические основы дизайна интерьера

Дизайн интерьера (интерьерный дизайн) — отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Интерьерный дизайн сочетает в себе художественный и промышленный дизайн. Дизайнер выполняет оптимизацию труда в помещении, улучшает навигацию в крупных помещениях, разрабатывает оформление специализированных помещений (например, студий звукозаписи, киномонтажа, фотографии; аквапарков) согласно требованиям клиентов. Дизайнер управляет всем процессом оформления интерьера, начиная планировкой помещения, освещения, систем вентиляции, акустикой; отделкой стен; и заканчивая размещением мебели и установкой навигационных знаков.

Стили

В дизайне интерьера, как в части архитектуры существует множество различных стилей, которые сформировались в различные исторические эпохи. Одно и то же помещение, например, конференц-зал, может быть оформлено в разных стилях: хай-тек, романском, модернизме и так далее. Список интерьерных стилей шире, чем архитектурных.

Интерьер: виды интерьера

Общественные интерьеры

Современный человек, много времени проводит за пределами домашних стен по многим причинам. Либо по работе, посещая бизнес – центры и офисы, либо отдыхая, посещает кафе и рестораны, клубы и развлекательные центры. Т.е. большую часть прожитого дня, вокруг нас не родные стены нашего очага, а различные дизайнерские интерьеры общественных помещений. Причем они созданы большим количеством профессиональных специалистов сфере архитектуры и дизайна.

Создавая уютный и комфортный дизайн в общественном интерьере, у специалиста должен быть навык и опыт, ведь в такой работе должны быть учтены и правильность освещения, и безопасность, расположение инженерных сетей и зон отдыха.

Также следует учесть, какие материалы будут задействованы в работе и максимальную загруженность помещения. Плюс ко всему необходимо учесть эстетическую привлекательность интерьера, т.е. необходимо создать оригинальный и неповторимый дизайн здания в целом или помещений по отдельности, это все и создает процесс трудоемких работ и позволяет улучшить результат. В интерьерах общественных помещений заключается весьма не простая задача. С одного взгляда, возникает необходимость комфортности для посетителей, даже несмотря на их возраст и вкусовые пристрастия. Но в то же время дизайн интерьера должен подчеркнуть особенность места, и отпечататься в памяти посетителей с хорошей стороны. Если допустить просчет хоть в чем-то, это может отразиться на репутации заведения и на финансовой стороне. Грамотный дизайн проект вам помогут создать не только профессиональные дизайнеры, но и еще квалифицированные психологи, которые смогут проконсультировать, что больше подойдет под человеческую природу. В интерьерах развлекательных заведений заключается некая другая, особая функция. Потому что люди, приходящие в такие заведения, собираются расслабиться, насладиться атмосферой уюта, да и просто отдохнуть. В таком случае, все детали должны быть четко продуманы, включая даже мелочи. А эффективно созданные декоративные элементы должны правильно сочетаться с функциональностью.

Рис.1.1Общественные интерьеры

Концепция жилых интерьеров

Жилье сочетает в себе две противоположных функции: интимную функцию - жилище является местом уединения, убежищем от стрессовых ситуаций, местом отдыха и социальную функцию - квартира является местом приема своих друзей, знакомых, сотрудников. Первая функция требует максимальной индивидуализации образа жизни, воплощения привычек, наклонностей. Вторая функция требует открытости, привлекательности, престижности. Если бы жилье было интимным обиталищем, куда не допускаются посторонние, то не возникала бы потребность в легализации личного образа жизни. Современная жизнь все более усиливает социальные тенденции жилья. Естественным выходом из этой ситуации является изобретение личного стиля интерьера, как способа легализации своего образа жизни. Также естественно, что заказчик обращается именно к дизайнеру, с просьбой реализовать свое понимание стиля, ведь дизайнер и есть тот человек, который работает со стилем, т.е. стилист. Разработать индивидуальный стиль интерьера - задача сложная. Здесь есть два подхода, которыми пользуются дизайнеры. Первый заключается в детальном изучении готовых, уже изобретенных стилей (этнический, классика, модерн, хай-тек, и т.д.) и предложению их заказчику. Спрос на такое предложение формируется увиденным в журналах, рекламе, в квартирах знакомых. Второй путь - в изобретении эксклюзивного индивидуального стиля. Этот путь требует тщательного изучения привычек, порядка жизни, вкусовых предпочтений семьи. Но основная трудность заключается в изобретении стиля, в котором бы удачно сочетались все стороны быта данной семьи. Наша мастерская выбрала второй подход к проектированию. Мы работаем над изобретением эксклюзивных индивидуальных интерьеров. Мы не стремимся проектировать только престижные квартиры. В нашей практике есть интерьеры, разработанные, как в двухкомнатной панельной квартире, так и в двухуровневой квартире площадью около 400 м.кв. Жилье, в отличие от общественных интерьеров, предназначено для долговременного пребывания одних и тех же людей. Эта отличительная черта диктует ряд свойств жилого интерьера:

Образность -общественные интерьеры могут быть образными, могут быть безликими, так как они предназначены для любых людей. Интерьер жилья всегда индивидуален, так как рассчитан на пребывание конкретного человека, со своими устоявшимися привычками и требованиями. Чем точнее интерьер отражает образ своего владельца, тем ярче впечатление от интерьера.

Комфортность - комфортность любого интерьера задается двумя составляющими: функциональной и эмоциональной. Любой интерьер решается на стыке между этими гранями проектирования, тяготея либо к чисто декоративному решению, либо к безупречно функциональному. Пропорция между этими составляющими определяется индивидуально в каждом отдельном случае.

Стильность - комфортный интерьер, это стильный интерьер. Функциональное удобство жилья - это грань, ниже которой дизайнер не имеет права опускаться. Но полный комфорт невозможен без эмоционального удовлетворения. А это вещь сугубо личная. Кому-то не хватает в жизни романтики, кому-то оптимизма, кому-то природы, кому-то уверенности. И это все человек подсознательно ищет в собственном интерьере. Так формируется личный стиль интерьера.

Индивидуальность - жизнь слишком уникальное явление, чтобы лишить себя удовольствия иметь то, чего хочется. Жилой интерьер может включать в себя все: и кусочек природы с водоемом, и роспись на стене, и лепные украшения, и богатую пластику потолков и стен. Дело дизайнера найти всему этому меру и форму.

Рис.1.2

1.2 Композиция решение художественной интерьера

Композиция — это связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, составляющие вместе определенную форму. Представим комнату живописным холстом и воспользуемся правилами построения художественной композиции. «Динамика» / «статика», «ритм» / «доминанта», «симметрия» / «ассиметрия» — выберите нужное вам понятие о композиции в интерьере и используйте его при оформлении пространства.

Симметрия

Это равноудаленное расположение элементов относительно выбранной оси. Симметричная композиция в интерьере воспринимается нашим глазом как упорядоченная и гармоничная. Согласитесь, что экстравагантные комнаты с острыми углами, наклонными стенами и волнообразными поверхностями давят на психику — ведь человек сам изначально симметричен, а потому стремится к «зеркальности».

Помните, что уравновешенный интерьер не обязательно должен выглядеть как два стоящих напротив друг друга дивана: важно не забыть о уравновешенности по тону и масштабу, ведь если один из шкафов будет под потолок, а другой высотой с комод, то ни о какой симметрии говорить не приходится.

Рис.1.2Симметрия

Ассиметрия

По своей структуре противоположна симметрии, а значит вызывает подсознательное беспокойство у любого нормального человека. Жилой интерьер — не место для экспериментов, потому очень советуем само пространство планировать симметрично, а ассиметричные композиции создавать уже при помощи декора. Например, можно поиграть масштабами (противопоставить крупную и небольшую мебель), сочетать темные поверхности со светлыми, а яркие цвета с приглушенными. Если вы намеренно выбрали ассиметричную расстановку мебели для комнаты, не забудьте выделить центр композиции — это может быть камин, привлекающая к себе внимание картина или группа светильников.

Рис.1.3Ассиметрия

Ритм

Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности. Ритм задается многократным повторением: горизонтальный (карнизы, фризы, пояса) и вертикальный (колонны, арки). В интерьерном дизайне ритм могут задавать несколько предметов мебели. Интересный прием композиции в интерьере — «перебить» ритм. Поставьте в ряд несколько одинаковых белых стульев, заменив один из них цветным.

Рис.1.4Ритм

Доминанта

Является визуальным центром композиции, именно она первая притягивает взгляд, и только затем человек начинает рассматривать остальные предметы. Домината может быть цветовая или масштабная. И в том и в другом случае доминирующий предмет «подчиняет» себе остальные. Доминанта должна быть связана с прочими элементами композиции в интерьере (иначе образ «развалится»). Потому выбранную цветовую доминанту, например, рекомендуют поддерживать оттенками в аксессуарах или текстиле.

Рис.1.5Доминанта

Статика

Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Такая композиция в интерьере строится на преобладании горизонтальных элементов (низких шкафов, тяжелых глубоких диванов), придает приземистый и устойчивый вид. Статичные интерьеры описывают такими терминами как «стабильность» и «уравновешенность». Чаще всего речь о пространствах, оформленных в классическом стиле.

Рис.1.6Статика

Динамика

В комнату, в которой собираются шумные компании, можно внести элементы движения. Для выражения динамики в интерьере можно использовать асимметричную расстановку мебели, элементы с четкими геометричными формами, большое количество свободного пространства, диагональные направления раскладки паркета или плитки. Преобладание вертикальных линий создаст впечатление легкости, устремленности вверх.

Рис.1.7 Динамика

Цветовой нюанс и контраст

Контраст и нюанс — средства достижения художественной выразительности в архитектуре и дизайне. Чтобы достигнуть хороших контрастных и нюансных отношений, необходимо ясно представить, в каких условиях эти отношения следует выявлять и подчеркивать, а в каких, наоборот, сглаживать и обходить.

Контраст – это резко выраженная противоположность (длинный-короткий, толстый-тонкий, крупный-мелкий). Сопоставление большого и малого, тяжелого и легкого, горизонтального и вертикального, белого и черного является контрастным отношением элементов. Понятие – контрастные отношения – означает резко выраженные различия между однородными качествами. Понятие – нюансные отношения, напротив, означает незначительные, слабо выраженные различия. О нюансе говорят, когда сравнивается несколько незначительно отличающихся друг от друга величин, форм, цветов. Слово нюанс означает отклонение, едва заметный переход.

Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками. Чем отличается нюанс от контраста, видно на простейшем примере монохроматической гаммы:

В том и другом случае варьируются светлота и насыщенность тона. Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.

Нюансные и контрастные монохромные гаммы используются в различном оформлении, одежде, интерьере.

Однако, в природных гаммах всегда задействован третий параметр – тон. Здесь нюанс и контраст также отличаются расстоянием между оттенками, только уже в цветовом шаре.

Цветовой нюанс.

Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.

Цветовой контраст.

Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой. При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем. К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста. Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом. Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно.

Виды контрастов:

по светлоте

по насыщенности

по тону

Контраст по светлоте.

Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.

Рис.1.8Контраст в интерьере

Цветовая гамма и ее роль в интерьере

Цветовая гамма интерьера играет очень важную роль, напрямую влияя на жизнь любого человека. Сочетание различных цветов и гармония в цветовой гамме - главное условие при создании любого интерьера для комфортного нахождения человека в этом помещении. Цветовая гамма делится на теплые цвета и холодные.

Теплые цвета:

Красный цвет воздействует на человека возбуждающе и при большой интенсивности цвета способствует появлению раздражительности. При небольшой интенсивности придает силы и способствует появлению положительных эмоций в человеке.

Рис.1.8 Цветовая гармония в интерьере

Оранжевый цвет создает в человеке настроение праздника и радости, способствуя при этом появлению в организме положительных эмоций и как следствие - улучшению всех функций в организме.

Рис.1.9

Холодная гамма

Согласно психологии цвета, с созданием в пространстве спокойной и расслабляющей атмосферы, релаксацией, лучше всего справляются холодные цвета (синий, голубой и фиолетовый) и их оттенки. Под влиянием цветов холодной гаммы посетители больше времени проводят в заведении.

Голубой цвет вызывает ощущение благополучия и ассоциируется с постоянством. Благоприятное воздействие этого цвета можно использовать и при оформлении комнаты переговоров управляющего состава, так как в сочетании с жёлтым такая цветовая комбинация повышает концентрацию и активизирует умственную деятельность.

Рис.1.10

Фиолетовый считается психологически самым «тяжёлым» для восприятия цветом спектра. Насыщенные оттенки фиолетового снижают активность, подавляют аппетит и больше подходят для медитации. А сочетание фиолетового с оранжевым наводит на грустные размышления. Однако, он прекрасно подойдёт для оформления «развлекательной» части заведения, - танцпола или, например, бильярдной.

Рис.1.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: